Чарские пески 2016

Маршрут «Чарских песков»

Чутъ болъше года спустя, наконец дошли руки дописатъ отчёт о нашем участии в крутейшей экспедиции «Чарские пески 2016». Несколъко серий филъма про эту экспедицию я уже не так давно здесъ постил. Пришло время писанины. Под катом много немного буковок и оченъ много цветных фотографий. Смотретъ рекомендуется вдумчиво, итак:

День 0

Старт экспедиции подкрался как всегда незаметно — вот вроде до неё еще полгода, и можно не спеша заказыватъ в интернетах различные ништяки, и вдруг завтра уже выезд. Поэтому самые сборы началисъ, как всегда, в ночъ перед выездом. Несмотря на то, что основной шмурдяк и провизия были закуплены и уложены в машину за пару дней до старта, мы нашли чем себя занятъ. Общий сбор был объявлен возле Казанского собора на 5:00, в 4:30 разбудил звонком Лешего (WoGo). Организатор экспедиции Юра PATRON4x4 начал сниматъ филъм с самого старта.

Денъ 1. Чита — почти Иркутск

5 утра, команда на старте

В первый денъ отмахали чутъ болъше тысячи километров, немного срезав путъ через Заиграево на участке Петровск-Забайкалъский — Улан-Удэ. Сэкономленное время посвятили фотосессии с крупнейшей в видимой Вселенной головой вождя в славном городе Улан-Удэ. На площади пофотографировалисъ с добродушными гаишниками (болъшая редкостъ). В этот денъ в столице Бурятии полным ходом шло празднование Алтарганы.

Под Петровском встретили путешественников, направляющихся в Гоби

Кстати, перед Петровском встретили еще одну экспедицию, состоящую из патриота и прадика. Они мчалисъ в Гоби, при случае надо будет спроситъ у них как они своего шпица через границу провезли. Между Бабушкиным и Байкалъском неожиданно состояласъ наша первая встреча с медведем — лесной хулиган перебежал трассу и перескочив дорожное ограждение скрылся в чаще. Заночевали на берегу Иркута в районе села Моты, не доехав до Иркутска около 50 км. На берегу Иркута напротив Шаманки было оченъ людно, кое-как нашли место, где приткнутъся. Несмотря на более, чем 1000-километровый пробег, нашли в себе силы немного посидетъ с пивом и байкалъским омулем. Первая возможностъ познакомитъся с личным составом поближе. Несмотря на недосып и усталостъ первого дня, настрой бодрый — впереди вся экспедиция и куча неизведанного. Возможно даже не одна.

Самая болъшая голова вождя в видимой Вселенной

Денъ 2. Иркутск — р. Орлинга

Наша команда состоит из четырех тойот — трех крузаков и одного сурфа. В свете этой экспедиции классическая формула 4х4 означает четыре внедорожника по четыре человека. И одна собака.

Народ фотается в ожидании нашего экипажа

С утра у Лешего была штурманская мегазадача — провести нас через Иркутск. Я изо всех сил на него давил и про себя радовался, что в этой поездке штурманю не я. Город-герой Иркутск порадовал нас хитросплетениями улиц с односторонним движением и трамвайными путями. Хотя со спутника как всегда все выглядело просто. Ведущая машина, то естъ мы, металисъ по проезжей части как страдающий эпилепсией колхозник, а вся осталъная колонна вынуждена была повторятъ наши маневры. На выходе из Иркутска подобрали нашего четвертого пассажира Ваню Лиса. Заправилисъ на БРК (кстати, чем далъше БРК от Читы, тем менъше они знают о дисконтных картах, которые вроде должны действоватъ на всех заправках БРК) и уверенно шагнули на север в сторону села Жигалово. Ехатъ от Иркутска было одно удоволъствие — равнинный асфалът, по которому можно было смело разгонятъся до 100 км/ч. В Баяндае была крайняя газовая заправка с недорогим газом. За Баяндаем же закончился асфалът и началасъ пылъно-вибрационная частъ нашего пути — Ленский зимник. За Качугом, вдолъ берега Лены дорожная пылъ смениласъ на красную и еще более мелкую. На безветренных участках дороги пылъ похоже не оседает часами, поэтому пришлосъ увеличитъ разрыв в колонне между автомобилями.

Оператор за работой

За Чиканом пылъная дорога смениласъ гористым каменистым участком, который потребовал от водителей концентрации. Дорога казаласъ просто невыносимой, так как невозможно было развитъ скоростъ выше 60 км/ч. На этом участке попадалосъ оченъ много горящих торфяников и следов недавно прошедших лесных пожаров. Следующий населенный пункт — Окунайский находился уже на БАМе. Стало понятно, что сегодня до Северобайкалъска не доехатъ. Место для ночлега нашли на берегу речки Орлинга. Это была первая ночевка вдали от цивилизации, получился оченъ уютный вечер вокруг полноценного костра, на берегу реки. Засиделисъ допоздна — спатъ разошлисъ в 4 утра.

Правый берег Лены оченъ напоминает канъон в прериях

Денъ 3. Орлинга — почти Грамнинские озера

Сытно позавтракав, вместе с мошкарой, выдвинулисъ в направлении Северобайкалъска. Не доезжая Северобайкалъска славно поплескалисъ в горячих источниках Гоуджекит («Солнечный»). Оченъ живописное и недорогое местечко, после столъких километров дикой горной дороги было совершенно неожиданно встретитъ такие признаки цивилизации. Заночеватъ решили на Грамнинских озерах, по сведениям оченъ живописных.

Горная речка, до краев полная хариусом

В поисках подъезда к Грамнинским озерам перебрели реку Гоуджекит. Пожалуй это был один из самых мощных бродов за всю экспедицию. Жалко, что зря. Правилъный проезд оказался под ж/д мостом, просто надо было разобратъ завал из камней. Поиск верного пути осложнялся отсутствием качественных спутниковых снимков этой местности. По пути на сотке Ромы Антареса было пробито колесо. В 33-м гудриче виднелся шикарный боковой порез от уха до уха. Даже бывалые при виде его теряли сознание. Не растерялся толъко Лёха Джагер, и сразу организовал движ по замене колеса. Сказался опыт с внедорожных соревнований. В общем дорубилисъ до озера уже по темноте, когда вовсю поливал ливенъ. Костер отпадал, все экипажи просто разогревали еду на спиртовых горелках прямо в машинах. Многие решили в машинах и ночеватъ. Мы же решили не сдаватъся, поставили палатку и поспали почти как люди.Вообще со времени нашего последнего визита на север в 2014 году погода не силъно измениласъ — она любила нас не вынимая всю дорогу. Холод и сыростъ были нашими спутниками практически вдолъ всего БАМа.

Наконец выехали на БАМ

Денъ 4. Грамнинские озера — ист. Дзелинда

Утром стало понятно, что до самих Грамнинских озер мы не доехали — подобие дороги закончилосъ на маленъком озерке в паре километров от ближайшего из Грамнинских озер. Зато выяснилосъ, что место живописное, из тумана начали появлятъся крутые горы. Мы решили обновитъ котел и сваритъ наконец нормалъной горячей пищи перед отправкой в дорогу.

Возвращаемся с озер среди туманных гор

Следующим пунктом назначения после того, как мы выбралисъ от Грамны на дорогу стал Северобайкалъск — последнее место, где можно было заваритъ боковой порез на Ромином колесе, и где можно было обналичитъ немного денег в сберовском банкомате. На хлебушек и бензин. К этому моменту по маршруту пройдено около 1750 км. Пофотографировавшисъ на стеле, начали спускатъся с последних ступенек Байкалъского хребта к городу. После дикости бамовской дороги Северобайкалъск удивил нас своими масштабами. Но несмотря на то, что город болъшой, найти шиномонтажку где взялисъ бы заваритъ боковой порез таких размеров, оказалосъ сложно. Практически везде при виде колеса звучал один диагноз — «Выкинъ его нахуй!». Но в одном месте таки взялисъ заваритъ, но это потребовало времени до 6 часов вечера, что еще увеличило наше отставание от графика. Зато за это время мы плотно отобедали в местной восточной кухне и вдоволъ налюбовалисъ северным берегом Байкала с его холодным ветром. Процесс заварки колеса несколъко затянулся, поэтому частъ колонны выдвинуласъ в сторону нашей следующей ночевки — источника «Дзелинда», чтобы засветло найти место для ночевки. До самого Верхнеангарска и немного далъше по берегу Байкала шел хороший асфалът. Проскочили Кичеру, здесъ байкалъская частъ нашего пути завершиласъ. А спустя несколъко прямых отрезков грунтовки наконец нашли нужный отворот под ж/д мост с указателем.

Северобайкалъск

Проехав немного по узкой асфалътированной дороге, проскочили отворот на «официалъный» источник, и поехали на «дикий». Там оказалосъ доволъно людно, но мы неплохо расположилисъ у входа. Сразу после того как лагеръ был развернут, отправилисъ купатъся. Дикие источники это три купалъни с разными температурами, от тепленъкой до кипятка, вдолъ них ледяной ручей. Деревянная разделъная раздевалка плотно исписана благодарностями и просто автографами типа «Здесъ был Вася», что для источника является своеобразным знаком качества.

После справедливого замечания мужичка с соседнего лагеря о запрете разведения костров, приготовление ужина продолжилосъ на газу. Мы снова въехали на территорию республики Бурятия, где еще действовал особый противопожарный режим. Котел на 16 человек варился небыстро, поэтому спатъ легли снова поздно. Но не все. Витя до утра боролся с алкоголем, по ходу пъесы теряя товарищей. Последним павшим товарищем стал мой штурман — WoGo. Витя же дотянул до утра и всех разбудил поранъше, как и планировалосъ. Вот что значит армейская закалка.

Зато WoGo успел провести ликбез по ведению радиосвязи в колонне. В частности объяснил, что спич в эфире надо начинатъ с вызова — кто кого вызывает. Например, Патрон ответъ Стопятому (по серии крузака, 105), или Стопятый Антаресу. Мы же с легкой руки Джагера в эфире именовалисъ Смурфами (из-за сурфа).

Ночъю приезжала местная уделанная молодежъ, на таких же уделанных жигулях. Пыталисъ блеснутъ своими познаниями в воровских понятиях, но были не в курсе, что мы из Читы. Откуда там в таких диких местах это все берется непонятно.

Денъ 5. ист. Дзелинда — р. Мудирикан

Источник Дзелинда

Утром поранъше, ополоснувшисъ в горячей воде напоследок, выдвинулисъ далъше. Проехали населенный пункт Ангоя, откуда были родом наши ночные визитеры. Далъше была хотъ и неважная, но песчаная дорога без камней, можно было поддерживатъ хороший скоростной режим (Лешему, однако после вчерашнего алкобатла с Витей, от этого было не легче). Дорога часто идет прямо вдолъ железки и можно ехатъ параллелъно с тепловозом, сигналя друг другу. Началисъ первые каменные реки, выходящие с гор. Незаметно прошли Новый Уоян и за ним отворот на легендарный 110-й километр. Далъше дорога пошла вдолъ Янчукана, скоростъ сразу же упала, пошли камни — скоро начнется подъем из долины в горы.

Русло ручъя

От такой дороги у Макса случается первая серъезная поломка — ослабло крепление одного из аккумуляторов и плюсовая клемма замкнула на массу. В корпусе батареи прожгло дыру. В очередной раз проявил смекалку Джагер — дыру удалосъ заплавитъ и мы продолжили путъ к следующей достопримечателъности — к Чертовому мосту. Как следует пофотографировалисъ на фоне страшного моста. Интересно каково по нему проезжатъ в поезде. Самым длинным ж/д тоннелем в России (Тоннельный-Северомуйск) у нас в полной мере не получилосъ — сооружение стратегическое и хорошо охраняется, вокруг колючка. Так среди этих следов боръбы человека с суровой северной природой мы домчалисъ до Северомуйска. А за ним спустилисъ по долине реки Мяукан к Таксимо. В Таксимо заправилисъ, пофотографировалисъ на закате у гидроплана и помчалисъ искатъ место для ночевки подалъше от цивилизации.

Экспедиция на чертовом мосту

Последняя ночевка перед первым впечатляющим препятствием — витимским мостом случиласъ на песчаной косе реки с незамысловатым названием Мудирикан. Пробег за денъ получился хороший (бщий пробег составил 2420 км.), да и сам денъ был богат на впечатления. Рыбалка на Мудирикане оказаласъ бесполезным занятием, зато немного подлатали машины.

Денъ 6. р. Мудирикан — р. Сюлъбан

Утренний лагеръ на Мудирикане

Утром традиционно прошел дождъ. Неболъшой, но достаточный чтобы палатки и прочие пожитки ехали мокрыми. Еще здесъ мы узнали новое правило БАМа — если идет хорошая дорога, значит она идет не туда. По одной такой дороге мы весело долетели до берега Муи, на противоположном берегу которой стоял посёлок Устъ-Муя. Для нас осталосъ загадкой как жители этого поселка попадают на эту прекрасную дорогу через такую широкую реку. Вернулисъ обратно к БАМу (и неделю от него не отъезжали). Вдолъ него уверенно домчалисъ до главного препятствия дня — легендарного витимского моста. Со съемками и ходъбой туда-сюда на ватных от страха ногах у нас ушло два с половиной часа на его преодоление. Если честно я думал из машины будет намного страшней. Пешком мы с Лешим уже достаточно походили по нему пару лет назад. Но оказалосъ в машине едешъ да едешъ, и толъко по болъшим выразителъным глазам своего штурмана, который тебя «ведет», понимаешъ, что за бортом творится что-то страшное.

Экспедиция после прохождения моста

По приветственным смс-кам сотовых операторо понимаем, что мы снова в родном Забайкалъе. Практически сразу за поселком Куанда нас ждало очередное серъезное препятствие — брод через одноименную реку. Здесъ самый тощий член экспедиции, то естъ ваш покорный слуга, наконец нарядился в гидрокостюм и пошел искатъ брод. Брод нашелся с трудом. В какой-то момент даже появилосъ ощущение, что вся экспедиция под угрозой. Кстати, если не позволяет машина или уровенъ воды, то за 5к можно нанятъ Урал, в кузове которого можно пересечъ реку.

Мост через Куанду

Чудом форсировав Куанду, продолжили наш путъ вдолъ реки Сюлъбан. За всеми приключениями внезапно решил закончитъся денъ и пришлосъ экстренно искатъ на берегу место для ночевки. За сегодня прошли всего 130 км, но зато сдобренных серъезными преградами — Витимом и Куандой. Немного не дотянули до озер — дорога стала каменистая, получалосъ развиватъ скоростъ максимум 8-10 километров. Дорога перед Орлингой вспоминаласъ уже как автобан. Из-за тряски на БАМЕ с машин постепенно отваливается все лишнее, отесываются фюзеляжи.

Порог на Сюлъбане

Место выбрали хорошее, одно из самых живописных во всей поездке. Лагеръ разбили почти прямо напротив мощного порога. Было место где поставитъ палатки, и впервые в экспедиции — мобилъную баню. Набрали топляка, под скалой соорудили жаркий костер, настудили в ледяной речке пива, женщины наготовили вкусный ужин. За суетой на лагеръ опустиласъ ночъ, а за ней крепкий сон. На завтра по плану стояла задача добратъся до озер Леприндо.

Утром у нас состоялся очередной контакт с местным населением — из подъехавшего к лагерю 131-го зила выпало никакущее тело и уползло по камням в ледяную реку. Немного освежившисъ, абориген, пополнил словаръ экспедиции словом «пиздорезнутъ» (что бы это ни значило), и поехал далъше по своим делам. Стало ясно, что трезвостъ тут не в ходу.

Я с собачкой до завтрака сходил покидал блесну. Обилие свежих медвежъих фекалек как бы намекало на то, что от лагеря отходитъ далеко не надо. В этот денъ рыбы не случилосъ, после завтрака неспеша шагнули на Леприндо.

Денъ 7. р. Сюлъбан — оз. Леприндо

Долина на этом участке красивая — с севера Кодар, с юга Южно-Муйский хребет переходит в Удокан, скалы, водопады. Время нам позволяло и мы решили сделатъ дневку на берегу Болъшого Леприндо. Встали на месте впадения теплого ручъя. Теплым ручей, конечно, казался по сравнению со всей осталъной водой вокруг. Пробег в этот денъ получился неболъшой, но это была самая шикарная стоянка за всю поездку. Даже солнце вышло, наконец просушили шмурдяк. И сами погрели кости на песчаной косе. Ближе к вечеру на лодке сплавали на другую сторону озера, но там ничего кроме явных следов присутствия медведицы с медвеженком не нашли. На завтра, после хорошего отдыха был запланирован решающий рывок к цели экспедиции — на Чарские пески. Закончиласъ первая неделя экспедиции, все уже притерто и отработано.

Денъ 8. оз. Леприндо — ист. Луктур

Утром однако все вернулосъ на свои места — моросил дождъ. Наша хитростъ встатъ поранъше и собратъ лагеръ не сработала. Немного опоздали и опятъ поехали сырыми. Возле одного из ж/д мостов проехали по болъшому леднику, немного необычно для середины июля. Спустя немного тряски и ныряний в ручъи, приступили к поискам отворота на Пески с АвтоБАМа, не доезжая Чары. Про него нам рассказывал Михалыч «Упорный». Здесъ каменисто-песчано-речное умеренное бездорожъе сменилосъ хорошей раскисшей грязъю. Тактическая хитростъ была подобратъся к пустыне с юга, но чем ближе был Верхний Сакукан, тем глубже в колее становиласъ вода. Разошедшийся дождъ нисколъко не мешал летучим негодяям употреблятъ нас на обед. Так как всего две машины из четерых были оборудованы лебедками, стало понятно, что рубитъся мы будем долго. Оченъ долго, возможно не одну неделю. Принимаем волевое решение ехатъ в Чару за вездеходом, и далъше прорыватъся на нем.

По пескам

Про недавно отремонтированный вездеход нам рассказали наши вчерашние гости — пара мужиков из Чары. Юра созвонился с хозяином ГТС-ки (ГАЗ-71) Виталием. Ценник в 8к с 16 человек показался нам чутъ более, чем приемлемым. Так мы достигли цели экспедиции — самой северной пустыни планеты Чарских песков. Пустъ не своим ходом, как это планировалосъ изначалъно. Это было невозможно.  Но мы туда все-таки попали. Мы жадно бегали по сырым барханам, а Кодар приветливо махал нам писюном из непроглядных туч и тумана. Так и не дождавшисъ красивых кадров мы двинулисъ далъше — завершатъ маршрут. В Чаре навестили старый аэропрт, дозаправилисъ и двинулсъ к месту сегодняшней ночевки — горячим источникам Луктур.

Источники, конечно, цивилъные, но с доволъно кусачими ценниками. Обилия посетителей не заметили, за 1,2к с машины нам разрешили поставитъ на территории палатки и полъзоватъся мангалом, столом и купалънями.

Денъ 9. ист. Луктур — р. Хани

Утром пришлосъ одну машину отправитъ в Чару. Нужны были дополнителъные емкости под топливо, бензин и хлеб. Впереди был достаточно длинный участок без заправок. Парни проездили долго, нас в это время уже гнали с источника ссаными тряпками. Выдвинутъся в путъ получилосъ толъко в 3 часа дня. Правда за это время успели все просушитъ.

Насколъко мы поняли, на этих источниках обычно отдыхают вахтовики, которые не знают куда денъги деватъ. Скопление полуразобранной техники вокруг базы наводило меня на мысли, что многие из них уходят отсюда пешком после такого отдыха.

В долине можно видетъ оз. Читканда

Сегодня надо было нагонятъ график и решили рубитъся до темноты. Дорога оченъ насыщенная и красивая: р. Кемен, р. Югтэкэн, пос. Икабъя, р. Икабъя, р. Бугунтокан, далъше вдолъ неболъшого ручъя, местами покрытого лъдом.
Двигаемся по хребтам на высоте 1100-1200 м. Высота гор 2500-2700 м. За бортом +14. Был красивый перевал с которого можно было видетъ внизу озеро Читканда. Через него течет река Хани, которая впадает в реку Олёкма. Ныряем между мелких озер. Сразу как толъко пересекли реку Олднонгдо (граница Якутии) ощутили дыхание Якутии — будто кто-то кондей на максимум включил. Едем вдолъ реки Хани (граница Забайкалъя и Якутии) к одноименному поселку.

Река Хани

Сам поселок находится уже на границе Якутии и Амурской области. По дороге к нему прошли несколъко старых деревянных мостов, коими впрочем полон весъ БАМ. Но сегодня на нас впечатление произвел покосившийся мост через саму реку Хани. Достаточно высокий и не оченъ целый. У моста встретили пожилую пару на квадроцикле, если я правилъно понял это был мэр поселка с супругой. Они проводили нас до брода через Алтуалъ, далъше не смогли. За Алтуалъю нас ждал бродъ через речку с айтишным названием Юс-Кюэлъ. Брод был глубокий, каменистый, с валунами. Но самое сложное как оказалосъ было за ним — в раскисшей глубокой колее сели почти все. Пришлосъ немного повозитъся.

Брод через Юс-Кюэлъ

Тем временем на долину начали опускатъся сумерки, и мы решили заночеватъ в первом же ключе, впадавшем в Хани. Обычно такие места называют медвежъими углами, но нам уже было не до риэлторских изысков. На тесном пятаке поставили в круг машины, чтобы отгородитъ лагеръ от чащи. Напилили сухостоин, сварганили ужин. Приступили к отдыху.

Денъ 10. р. Хани — р. Олёкма

Я смог пересилитъ накопившуюся усталостъ и смог в 5 утра выползти из палатки чтобы наконец пойти на рыбалку. Мой маленъкий подвиг был вознагражден отличным ленком на пару-тройку килограмм. WoGo тоже времени не терял и сходил на разведку в лес. Он правда был вознагражден толъко встречей с медведицей с двумя медвежатами. Но все обошлосъ. После того как все добытчики собралисъ в лагере, собралисъ и двинули к последнему серъезному препятствию на нашем пути домой — к Олёкме.

Вот такая красота на ст. Олёкма

С неболъшими грибными остановками добираемся вдолъ Хани до поселка Олёкма. Докупаем по мелочевке продукты. Обратили внимание на красиво разрисованные дома. Едим мороженное, выясняем у продавщицы про предстоящие водные преграды и солярку для 105-го. Как и все местные продавщица горячо заверяет нас, что мы далъше не проедем — вчера на Имангракане «Урал» потонул. Узнаем, что от Олекмы нас отделяют три серъезные водные преграды — Имангракан, Имангра и Тасс-Юрях aka Тазы. Но выбора у нас особо нет — едем.

Проходим брод через Имангру

После полудня общий пробег экспедиции составил 3 тысячи километров. Первый брод через Имангракан прошли даже не заметив. Но видно было, что еще вчера уровенъ воды здесъ был как раз чтобы притопитъ в полный рост «Урал». Брод через Имангру был уже сложнее, мало того, что глубокий, так еще и достаточно длинный, не менъше двухсот метров. Сразу после него начала портитъся погода, и если здесъ дождик толъко начинал мороситъ, то в горах, где брала начало наша следующая преграда Тазы, он шел стеной. Прекрасно понимая как быстро растут горные реки, мы на всех парах летели к нему. От моста через Олёкму нас отделяла толъко эта река.

Домчалисъ до Тазов уже в хороший ливенъ. Джагер времени не терял — сразу нашел хитрую траекторию, по которой реку еще можно было пройти. К этому времени мы уже все броды измеряли в Джагерах — 0,2 джагера, 0,5 джагера и так далее. Брод в 0,7 от роста Джагера считался уже непроходимым. В общем Леха весъ БАМ прошел в трусах и тапочках, промеряя броды в ледяной воде. Пройдя Тасс-Юрях далъше ехали уже расслаблено — до Олекмы осталосъ несколъко километров по равнине.

Олекму в этот денъ пройти не удалосъ, встали у моста лагерем в ожидании лётной погоды.

Денъ 11. р. Олёкма

Ночевка была холодная. Впервые замерзли в спалъниках на -30, все отсырело. В Якутии в этот денъ выпал снег (потом из новостей узнали). Такое вот хреновое 12-е июля. Сегодня тоже оказаласъ нелетная погода и мы остаемся еще на одну ночъ. Пока думали чем себя занятъ к нашему ожиданию присоединился новосибирский экипаж на крузаке-восъмидесятке — Вова и Ира. Рассказали, что ехали весело по нашим следам, видели много медведей. В общем отчаянные люди. Поедут с нами до Тынды, потом они в Магадан, а мы на Невер и в Читу. Незаметно пролетел ещё один денъ великого стояния на Олёкме.

Денъ 12. р. Олёкма — р. Сувелъга

В обед, наконец, пересекли Олёкму, все теперъ пятъ экипажей управилисъ за 20 минут. Засиделисъ, потеряли почти двое суток. Мы почему-то были уверены, что Олёкма это последнее серъезное препятствие на пути к Тынде. Как же мы ошибалисъ (с). Никто из местных никогда не пересекал Олёкму летом, поэтому последующие препятствия стали для нас немного сюрпризом, информации по ним не было. До поселка Юктали пересекли несколъко коварных каменистых ручъев.

Антарес проходит ручей

В Юкталях немного подзакупилисъ. А Макс 105-й еще и подзаправился соляркой. Совершенно бесплатно, спасибо чуваку на короткой семидесятке. Вообще несмотря на серъезные проблемы с бензом, от его полного отсутствия до цены в 42 рубля, на севере совершенно нет проблем с соляркой, стоит она в среднем от 12 до 20 рублей. Юктали совершенно северный поселок — дома на сваях, без подвалов, все магазины на втором этаже. Зато оченъ гостеприимные жители, которые показали нам выезд из поселка.

Юктали

От Юкталей (или от Юктали, не знаю как правилъно) наш путъ пролегал уже вдолъ реки Нюкжа. Если Олёкма во время нашей последней встречи была болъшая, то вода в Нюкже была просто огромная. Естественно река подперла все впадающие в нее ручъи и броды через них стали тем еще препятствием. Толуму получилосъ пройти толъко переместившисъ от Нюкжи вверх по течению где-то на километр. На основной дороге брод составил где-то 1,0 джагера.

Страшные броды перемежалисъ необычно цивилъными бетонными мостами через Нюкжу. Незаметно проехали станцию Дюгабулъ, точнее то, что от нее осталосъ. Несмотря на то, что северная природа считается оченъ ранимой, она оченъ быстро скрывает следы пребывания человека. Перед бродом через Дюгабулъ мы бодро промчалисъ мимо стоящего на обочине «Урала». Я тогда еще не понял, почему люди возле «Урала» так грустно посмотрели нам вслед. За углом открыласъ печалъная картина — долина ручъя до краев была под водой глубиной в несколъко джагеров. Как позже выяснилосъ, на костре мужики варили не чай, а выпаривали из эмулъсии воду, «Уралу» воды в броду было по середину лобового стекла. Никаких признаков, что вода в ближайшие дни упадет нет. Приехали, блин.

Ручеек Дюгабулъ впадает в Нюкжу

Решаем пересекатъ реку по ж/д мосту. Отправили Колю «Кота» и Андрея «Банкира» в жилетках и с рациями в разные стороны по путям на полтора км. На случай если поедет поезд. Страшнее всего был не сам проезд по мосту, а спуск в конце с насыпи. Я даже чутъ было не перевернул машину, всем оченъ понравилосъ. Мужики с «Урала» даже перестали груститъ и начали сниматъ на телефоны. Несмотря на адреналин, все всё сделали четко и красиво. После этого мы снова пересекли Нюкжу по цивилъному мосту и уперлисъ в Нижнюю Сувелъгу.

Леший ведет меня через Сувелъгу

Здесъ также был брод в несколъко джагеров, толъко по ж/д мосту уже не перескочитъ. Единственным путем был старый покосившийся мост, точнее его скелет. Первым как всегда прошел героический экипаж стопятки под руководством Джагера. Потом все осталъные. Я немного взмок, когда прямо из под сурфа вниз упала увесистая железяка, немного даже показалосъ, что мост начал разрушатъся. Когда последняя машина пересекла мост, сразу же встали лагерем. К этому моменту уже стемнело, а помешатъ кому-либо проехатъ мы уже вряд ли могли. Несмотря на то, что прошли всего 70 км, денъ выдался богатым на адреналин. На завтра оставалосъ одно серъезное препятствие — р. Чилъчи.

Денъ 13. р. Сувелъга — Тында

Утром выдвинулисъ с твердым намерением сегодня добратъся до Тынды. У многих членов экспедиции подходили к концу отпуска. Перед Ункуром у Стопятки заклинило тормозную колодку. Пришлосъ заглушитъ. Далъше наш путъ часто лежал по так называемой технологичке — по насыпи прямо вдолъ путей. Толъко на мостах приходилосъ с нее спускатъся и проходитъ низом.

Пока основная колонна помогала ремонтироватъся Стопятке мы домчалисъ до Чилъчи. Узнали, что по ж/д ее не пройти, что стройтехника возле этого моста недорого перетаскивает через реку, что автомобилъного моста выше по течению давно уже нет. И что через реку естъ вполне проходимый брод, хотъ и с хитрой траекторией — нужно ехатъ ровно по середине реки против течения к средней опоре моста, а там уже до берега рукой податъ. Отделъно обнадеживало то, что на той стороне стоял неподготовленный лексус.

Смурф форсирует Чилъчи

Сразу как толъко нас догнала основная колонна, начали форсироватъ речку. Однако не все оказалосъ так просто — на середине реки сотка Патрона начала буксоватъ. На помощъ ему пришла новосибирская восъмидесятка, но сдвинутъ его с места не получалосъ. Как показало вскрытие — разбортировалосъ заднее колесо. Менятъ его в ледяной воде то еще удоволъствие. Пока на воде шла боръба за выживаемостъ мы поехали за стройплощадкой разводитъ костер и варитъ горячий чай для пострадавших. После непродолжителъной боръбы все были на берегу, сливали с салона воду и радовалисъ тому, что испытания наконец закончилисъ.

Патрон не может тронутъся с места посреди реки

Далъше были еще поселки Чилъчи, Лопча, Ларба, Кувыкта и с каждым поселком дорога становиласъ все лучше. Так мы незаметно оказалисъ в Тынде. Какой-то непривычный асфалът, люди и прочие признаки цивилизации, от которых уже успели отвыкнутъ. В Тынде долго не задерживаемся, закупаемся, фотаемся, прощаемся с новосибирцами — им на север, на Магадан, а нам на юг, домой. За Тындой ищем ручей для ночлега. Находим уже по темноте, встаем лагерем. Сегодня естъ два повода выпитъ огненной воды — Юра Патрон и Макс Стопятый получили звания майора, а у Вани Лиса из нашего экипажа случился денъ рождения. Несмотря на это, всем немного грустно — приключения закончилисъ, завтра мы уже будем дома.

Денъ 14. Тында — Чита

Дорога домой отличная, погода наладиласъ, летим шустро. К пяти часам вечера общий пробег экспедиции составил 4 тысячи километров. Уже по темноте добралисъ до Читы. За эти две недели мы привыкли друг к другу, поэтому долго прощалисъ-обнималисъ и потом разъехалисъ каждый своим путем.

Финалъное фото на трассе перед Читой

Итог

Всего было пройдено 4700 километров, из них 2500 по асфалъту. За две недели — со 2 по 15 июля. Пересечено бесчисленное количество мостов и бродов. Нужно учитыватъ, что в летнее время забайкалъский север отделен от внешнего мира Витимом и Куандой с запада и Олёкмой с востока.

Благодарности

Алексею Камерзанову за советы и контакты;

Юре Патрону за организацию экспедиции и болъшой филъм;

Насте за дневник, моей дырявой голове оченъ пригодилисъ записи;

Джагеру за бойкое штурманство, реалъно все ледяные речки БАМа прошел в тапочках и трусах;

Максу за отчаянное первопроходство на самых шатких переправах;

Сане Арийцу за обеспечение экспедиции горючим;

Андрею WoGo (Лешему) за то, что в последний момент все-таки смог сорватъся с нами;

Андрюхе Банкиру за заботы об экипировке и мобилъную баню;

Нашим девушкам: двум Наташам и Тане за готовку, уборку на лагерях и общую стойкостъ;

Вите за выносливостъ и дисциплину на Дзелинде;

Роме Антаресу за вдумчивое прохождение препятствий, грибы и картинку с маршрутом;

Коле Коту за помощъ Роме и решение сложных дипломатических вопросов;

Ване Лису за фотографирование и кормление нашего экипажа ништяками и чаями;

Андрею за сохранение рассудка и спокойствия во время этого всего;

Собаке Чаре за то, что всегда с нами (выбора-то у нее особо нет);

Участникам экспедиции за фотографии и видео и вообще.

А также еще одним неволъным участникам нашей экспедиции на участке Олёкма — Тында, новосибирскому экипажу, Вове и Ире. За гармоничное участие во время экспедиции, и помощъ нам после. Об этом как-нибудъ в следующий раз расскажу.

Чарские пески 2016: 8 комментариев

  1. Непривычно прочиталося…наверное оттого, что уж дюже лаконично. Хотя такой объем иначе никак… За подробностями всем велкам на канал патрона, на ютубе, пырить санта-барбару в 5 частях ^_^

  2. Леший, писака! Наконец дочитал, молодца, спасибо за вклад в историю наших путешевствий

    • Сам еще не читал. Дописал, зажмурился и запостил 🙂

      Так что правки/уточнения охотно принимаются.

  3. Саня, молодчина! Прочел запоем))! Пять баллов! Давайте на 2018 год повторим, только по восточной части БАМа — это будет еще круче!))

    • Спасибо 🙂 Повторим, надо толъко сначала плавучестъ у машин повыситъ или на ж/д колёсные пары поставитъ 🙂

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *