— Детектор открытия шумоподавителя или Как сделать репитер из двух радиостанций

Всем привет!

Рано или поздно, но почти каждый репитеростроитель сталкивается с вопросом — как соединить две радиостанции для организации ретранслятора? Чтобы когда открывается шумоподавитель на первой, вторая включалась на передачу. В некоторых профессиональных возимых станциях (например, в Моторолах и Вертексах) все необходимые сигналы можно получить из сервисного разъема. Но чаще получается так, что приходится использовать не самые крутые аппараты. Например, носимые Айкомы и всякие Пуксинги-Баофенги. А в них ничего такого не предусмотрено.

Гугление на эту тему дало три варианта. В первом предлагается использовать встроенную систему VOX (при ее наличии), подавая сигнал на передающую станцию через резистивный делитель. Работает, но съедается начало фразы и во время длинных пауз передача отключается.

Второй вариант тоже, по сути, VOX, но реализованный в виде отдельной схемы. На входе один-два каскада усиления, детектор и ключ на транзисторе с конденсатором в цепи базы. Или просто сразу детектор и один транзистор. Проблемы те же.

Третий вариант — готовые устройства. Есть иностранные (Алиэкспресс вам в помощь) и наши отечественные (Юрий Еремин делает крутые штуки с контроллером на борту). Цены, правда, немаленькие. В среднем устройство обойдется не меньше чем в тысячу рублей.

Найти схему самодельного детектора открытия шумоподавителя (или как его называть?), лишенного этих недостатков, мне не удалось. Поэтому на основе курения схем промышленных приборов и помощи нашего большого электронного друга (Юра, привет!), мы разработали свой прибор. С блекджеком и релюшками.

Прибор реагирует на появление постоянного напряжения на выходе AUDIO радиостанции и включает реле. Чтобы сработка была четкой, необходимо выставить такую громкость, при которой реле стабильно срабатывает на протяжении всего времени приема. Громкость модуляции передачи подбирается настройкой резистора R1.

В схеме использован довольно распространенный операционный усилитель LM358N. Теоретически, его можно заменить на любой другой, аналогичный по параметрам.

Работа схемы проверена с радиостанциями Baofeng UV-5R и носимыми Icom (F11 и F26).

Особенность работы схемы — «дребезг» реле в момент пропадания сигнала. Это связано с бурными процессами, происходящими в цепи УНЧ приемника. Именно они являются причиной характерного короткого «пшш» в конце любого сообщения. На работу передатчика это явление не влияет, длительность его очень мала.  Удивительно, но в отличие от Айкомов, с Баофенгами такого дребезга не наблюдается.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *