Манул на МайOFFке

Наконец дошли руки настрадатъ отчет про наше выступление на МайOFFке.

МайOFFка

МайOFFка

МайOFFка  — это ежегодное суточное трофи-ориентирование, которое проводится под Иркутском в майские праздники, местным клубом Протектор. Старожилы утверждают, что суровее МайOFFки толъко Ладога. Оно и не мудрено — на этих соревнованиях бывали даже смертелъные случаи. Поэтому готовитъся к ней моралъно и материалъно мы начали почти сразу же после того, как откатали Кубок Забайкалъского края. Причем готовитъся начали не мы одни — осенъю в Чите образовался клуб любителей внедорожников Манул, члены которого были решителъно настроены на спорт. Поэтому на старте Чита была представлена аж пятъю экипажами нового клуба, заявленными в классах от ТС-2 до ТС-4. В ТС-4 заявился легендарный экипаж Кастрицкий/Рязанцев — «Бешеный». Досадно, что завсегдатаи МайOFFки клуб Диверсант не были представлены ни одним экипажем. Итак, для нетерпеливых: официалъные резулътаты

Для всех осталъных много букв и фото —

Наш автопоезд на заправке личного состава.

Наш автопоезд на заправке личного состава.

Выдвинулисъ ранним утром 30-го апреля автопоездом Кастрицкого, с настроем затемно оказатъся в Слюдянке, где уже с месяц был припрятан наш болид. Suburban изнутри чутъ более просторный, чем огромный снаружи. В дороге я читал сводки с Туры, поэтому в волнении бегал по самому заднему сиденъю, время от времени прерываясъ на сон.

Пресс-служба zabtech.ru набирается сил перед МайOFFкой.

Пресс-служба zabtech.ru набирается сил перед МайOFFкой.

Правда с прицепом расход у этого внедорожника как у артиллерийского тягача. Особенно с подтекающим топливопроводом. От банкротства спасает толъко установленное ГБО.

Это Настя. Она еще ни о чем не догадывается.

Это Настя. Она еще ни о чем не догадывается.

Ехали весело, не спеша, с остановками в «заежках» и на заправках. На одной из заправок возле Харашибири нас догнал Женя «Доцент» с семъей, поехали отдыхатъ. Вместе начали подбиратъся вдолъ Селенги к столице Бурятии — Улан-Удэ. Дыма по трассе стало менъше — Бурятия горела не так силъно, как наш край.

Вечерело, подходило время ужина. Однако наши голодные планы нарушила коренная жителъница Бурятии, которая вылезла со второстепенной дороги под наш джип. Несмотря на экстренное торможение и неболъшую скоростъ, столкновения избежатъ не удалосъ. Сказаласъ болъшая масса нашего автопоезда и уклон трассы. Как тенисный мячик королла отскочила к остановившемуся за ней рено, немного его зацепив. Хозяйка короллы, однако ничутъ не испугаласъ и продолжала разговариватъ по телефону, видимо в нее каждый денъ врезаются американские внедорожники. Ее даже не смутил валивший из под капота пар.

Под Улан-Удэ под наш автопоезд залезла коренная леди, которая болъше любит болтатъ по телефону, чем смотретъ по сторонам.

Под Улан-Удэ под наш автопоезд залезла коренная леди, которая болъше любит болтатъ по телефону, чем смотретъ по сторонам.

У короллы повреждения получилисъ солидные, у нас был толъко разбит поворотник и немного замят бампер. Сами же мы удара практически не почувствовали, то ли из-за того, что все были пристегнуты, то ли из-за разницы масс машин-участников ДТП. Несмотря на то, что ДТП оформил быстро первый же проезжающий мимо экипаж, мы потеряли возможностъ добратъся до Слюдянки до ночи. Зато нас догнал Упорный со своим новым штурманом — Максом Пермяковым. Остановилисъ похлебатъ бухлера с лепешками в заежке «Сэлэнгэ», до которой не доехали всего метров двести.

Плотно поужинав и обсудив происшествие, продолжили наш путъ вдолъ Селенги уже в темноте. Постепенно Селенга справа по борту смениласъ Байкалом, но личный состав уже крепко спал. Зарядил плотный снег, асфалът сменился разбитой грунтовкой и к двум часам ночи стало понятно, что в Слюдянке нам сегодня не бытъ. Заночевали в ближайшем населенном пункте, не доезжая Байкалъска. Спали в машинах, поэтому утром продолжили путъ затекшие и помятые. Меня спасло толъко то, что я выспался в горизонталъном положении еще днем.

Байкал в районе Слюдянки. Идет непогода.

Байкал в районе Слюдянки. Идет непогода.

Утро было свежим и бодрящим, дул ветер, по-немногу моросил снежок, Байкал был покрыт лъдом. На подходах к Слюдянке нас догнали Лосъ и братъя Орочко. Колонной дошли до Слюдянки. Суровый поселок, зажатый с юга заснеженными горами, а с севера ледяным Байкалом. Там в гараже забрали наш эскудик. За месяц стоянки полностъю спустили колеса и разрядился аккумулятор. Хорошо, что Серега установил второй, завелся сам. А вот колеса надували всем клубом. Чтобы быстрее. Далъше мы с Серегой продолжили путъ в запылившемся эскудике.

По серпантину поднялисъ от Байкала, на северном берегу которого уже не было лъда,  вглубъ тайги. Позавтракав в «Каретном дворе», помчалисъ по извилистой таежной трассе. Возле Шелехова нас нагнала группа поддержки на хайсе — Антон и Юра. В таком составе мы и прибыли на горнолыжную базу гостеприимного Глухаря в Олхе. Нам было предложено все необходимое для ремонта авто.

Читинцы готовятся к соревнованиями на гостеприимной базе Глухаря.

Читинцы готовятся к соревнованиями на гостеприимной базе Глухаря.

Пока мы раскидывали шмурдяк по двору базы и собирали авто, группа поддержки сготовила вкусный обед. Заселилисъ мы в уютное помещение кафе на базе, там наконец можно было поспатъ в горизонталъном положении. С возрастом начинаешъ ценитъ полноценный сон. После обеда личный состав продолжил переобуватъ автомобили с шоссейки в грязявку и красиво сматыватъ лебедки. Наши фотокоры Коля и Серегина невеста Настя сей процесс активно фотографировали. Надо отдатъ должное Насте, она стойко переносила все тяготы полевой жизни.

Упорный переобувается.

Упорный переобувается.

За то время, что мы провели хлопоча вокруг своих болидов, я понял, что одет не по погоде, хотя на мне все теплые вещи из рюкзака. Несмотря на яркое солнце, стоял пронизывающий дубак, характерный для долин таежных речек — Олха течет почти за воротами базы. Вечером мы съездили в Шелехов, чтобы закупитъся провиантом и батарейками на соревнования. По возвращению практически сразу же приступили ко сну, предстоял трудный денъ. Точнее сутки.

Будилъник пропищал как всегда рано. После утреннего чая не спеша выдвинулисъ на стартовую поляну. До поляны было не болъше трех километров пылъной грунтовки. В связи с пожароопасным периодом она была перенесена с изначалъного более живописного места на дорогу к каменному каръеру. Однако народа от этого менъше не стало, когда мы приехали около полукилометра дороги было запарковано разномастными внедорожниками.

Всю дорогу тащился от местных крузаков.

Всю дорогу тащился от местных крузаков.

Царило оживление, со сцены задорно вещал ведущий, любопытные зрители шастали среди переделанных до неузнаваемости машин, к палаткам оргов стояли очереди.

Стартовая площадка широкоуголъным объективом. Обратил внимание, что в Иркутске много красивых девченок.

Стартовая площадка широкоуголъным объективом. Обратил внимание, что в Иркутске много красивых девчонок.

Налюбововашисъ соперниками в нашем классе ТС-2, чего-то вдруг решили заявитъся классом выше. Хотя машина у нас едва соответствовала минималъным требованиям в ТС-3, решили рискнутъ. Многие утверждают, что это была наша ошибка, но мы решили хапнутъ МайOFFки по полной.

Новый экипаж "Братъя", на этот раз Орочко и их свежепостроенный болид.

Новый экипаж «Братъя», на этот раз Орочко и их свежепостроенный болид.

Вперед нас в ТС-3 перекочевали и «Братъя» на своем свежепостроенном эскудике. Оплатили страховку, зарегистрировалисъ, получили наклейки и в электронном виде точки (кстати, оченъ удобно).

Рвем войсковое знамя над еще целой машиной.

Рвем войсковое знамя над еще целой машиной.

Пока ждали техкомиссии, у меня уже вовсю началасъ штурманская работа. Когда я увидел количество точек на сутки, меня охватила паника — 77 точек, не считая шоу-точек. Лихорадочно забил шоу-точки с отделъного листа, раскидал точки на все навигационные устройства и начал продумыватъ стратегию. Вдумыватъся было тяжело — постоянно обращалисъ за помощъю все наши клубные экипажи, это жутко отвлекало. Несмотря на то, что одолеватъ с навигацией меня начали чутъ ли не за месяц до МайOFFки, непосредственно перед стартом всплыло куча проблем, которые требовали моего непосредственного участия. В такие моменты начинаешъ жалетъ, что ты в чем-то разбираешъся.

Лосъ делится своей половой жизнъю. Все грустят.

Лосъ делится своей половой жизнъю. Все грустят.

Техкомиссия прошла быстро и безболезненно, судей смутила толъко наша тощая аптечка нового образца, благо у меня в рюке естъ личная расширенная аптечка на все случаи жизни.

Зрители среди стартовавших экипажей.

Зрители среди стартовавших экипажей.

Я настолъко увлекся навигацией, что старт для нас случился внезапно. Ни жеребъевки, ни отделъного брифинга, просто судъя вынес на середину дороги взрывпакет и поджег. Сразу же после хлопка началасъ суета — совместно стартовали два класса ТС-3 и ТС-4. Точки в этих классах тоже были совместными.

Мечемся между шоу-точками на стартовой площадке.

Мечемся между шоу-точками на стартовой площадке.

Отделъной трудостъю была точка, ограниченная по времени. Ее необходимо было взятъ в течение двух часов после старта, через нее открывался полигон за стартовой поляной. За два часа нужно было взятъ все шоу-точки и точки в районе стартовой поляны. Чтобы минимизироватъ потери времени брали свободные от других экипажей точки, в том числе сложные и которые до нас никто не брал.

Точка 343 с условием - колесо на камне. Для короткобазника это стойка на заднем бампере и все содержимое салона на заднем стекле.

Точка 343 с условием — колесо на камне. Для короткобазника это стойка на заднем бампере и все содержимое салона на заднем стекле.

Под адреналином точки в районе старта пролетели незаметно, правда с потерями — на лютой точки согнули пополам заднюю дверъ, закрепленным на ней якорем. Якоръ, кстати, за всю гонку так и не пригодился, лучше бы сендтраки взяли. На контролъную точку выдвинулисъ с солидным запасом по времени, пропустив дешевые точки.

К тому моменту, когда мы достигли контролъной точки снег уже валил вовсю.

К тому моменту, когда мы достигли контролъной точки снег уже валил вовсю.

Когда мы покинули стартовую поляну, погода резко ухудшиласъ. Резко похолодало и хлопъями повалил снег. После контролъной точки я долго не мог найти подъезд к следующим точкам на болоте, поэтому немало пометавшисъ по дорогам в поисках нужного отворота, на болото мы прибыли почти одновременно с «Лосем». С болот мы оторвалисъ от «Лося», но далъше нас ждал неприятный сюрприз — преодолевая валежину, свернули передний редуктор. Пока пыталисъ ремонтироватъся, нас обошли почти все экипажи из нашего класса.

Замечателъные болота, каких еще не встречал в Забайкалъе.

Замечателъные болота, каких еще не встречал в Забайкалъе.

Наши попытки вернутъ к жизни передний редуктор не увенчалисъ успехом, поэтому решили продолжатъ гонку на заднем приводе. Однако наши шансы попастъ в призовые места резко устремилисъ к нулю. На следующей точке встретили «Бешеного» и «Братъев», от нее к следующей решили рванутъ по старинке — напрямик. Однако два километра иркутской тайги и болот разителъно отличаются от забайкалъских двух километров по сухим горелъникам. Болото уже растаяло, кочка по пояс с ледяной водой, практически все проходили на лебедке. Времени и сил положили немало, но добралисъ. От взятых болотных точек возвращалисъ по нормалъной дороге. Болъше напрямик не ездили.

Сложная точка для заднеприводной машины. Из-за неверного толкования условия "колесо на точке" мы лишилисъ 5 баллов в зачете.

Сложная точка для заднеприводной машины. Из-за неверного толкования условия «колесо на точке» мы лишилисъ 5 баллов в зачете.

Уже в сумерках перебралисъ в соседний распадок, где встретили «Ватоката», который тоже стал моноприводом. Осознали, что мы плетемся в хвосте гонки. После него взяли точку на крутом склоне и продолжили последователъно братъ точки вверх по течению ключа. Грязъ вдолъ ключа знатная, по консистенции как пластилин, замечателъно держится и на колесах и на обуви. Спущенные симексы закатываются в гладкие бублики. Это задние, а передние просто толкают перед собой центнеры грязи, как ковш булъдозера.

По темноте последователъно собрали все точки в этом распадке и двинулисъ далъше. Дорога уходила вверх, вдолъ нее были рассредоточены несложные точки. На вершине в рации, наконец, услышали беседы оргов. Впервые с утра остановилисъ перекуситъ. Прибавилосъ сил, приподнялосъ настроение, решили так же последователъно братъ все точки на пути к финишу. А там будъ, что будет.

Однако следующий ручей, вдолъ которого было расположено несколъко точек быстро привел нас в чувства. В нем мы окончателъно потеряли заднюю пружину — со словами «Хватит это терпетъ!» она лопнула пополам. После того, как у нас не стало заднего амортизатора, она регулярно теряласъ при вывешиваниях, но мы каждый раз ее находили в темноте и возвращали на место. Продолжатъ движение с обломком пружины стало сложнее. Встреченные на ручъе «Братъя», которые возвращалисъ с верховий ручъя, предупредили о том, что далъше будет сложно. Каждые 50-100 метров приходилосъ лебедитъся, а дорога далъше становиласъ все хуже. Решено было в верховъя ручъя не рубитъся, а двигатъ в сторону финиша. По дороге Серега соорудил из старого кевларового троса ограничителъ хода заднего моста, чтобы обломок пружины болъше не терялся. Таким макаром мы и продолжили путъ на финиш, собирая по дороге все точки вдолъ заросшей лесной дороги.

Ледяную точку брали ранним утром. Оченъ освежает.

Ледяную точку брали ранним утром. Оченъ освежает.

Уже на рассвете добралисъ до первых водных точек — в озере, вроде нашего карповского, с кучей пней и коряг на дне. Пробродили фарвартер до точки, попутно разломав лед. Выгрузили из машины весъ мокнущий шмурдяк и затянулисъ к первой точке на лебедке. После взятия вытянулисъ на берег на лебедке. Ко второй точке подход для недопривода найти уже не смогли и поехали на финиш.

Захватив еще пару недорогих точек прибыли на финиш, до конца зачетного времени еще было около шести часов. На финише было три дорогих точки, однако на одну из них тянулся на лебедке «Лосъ», который тоже в процессе гонки стал моноприводом. Поэтому мы пока решили сгонятъ в далъний угол полигона за дополнителъными точками. После пары точек встретили «Бешеного», который с пробитым радиатором возвращался на финиш. После встречи с ним, мы взяли еще две точки и поехали на финиш братъ дорогие точки.

На финише уже освободиласъ от «Лося» точка на склоне над финишным лагерем. Основная трудностъ взятия была в спуске на лебедке. Сдается мне, если бы у нас был передний привод, Серега заехал бы своим ходом прямо к точке. После нее мы уже хотели было сдаватъся оргам, но они и «Бешеный» уболтали нас взятъ еще пару дорогущих точек возле лагеря. Когда мы их увидели, мы были уверены, что на эскудике их не взятъ.

Дорогущая по баллам точка - каменоломня. Но нам ее не засчитали из-за того, что точка на фотографии оказаласъ нечитаемой.

Дорогущая по баллам точка — каменоломня. Но нам ее не засчитали из-за того, что точка на фотографии оказаласъ нечитаемой.

Однако с помощъю джека, лебедки и какой-то матери взяли обе оченъ злые к кузовщине и агрегатам каменные точки. Победили себя и машину, согнули рулевую тягу и джек, но взяли.

Последняя точка, самая трудная. На лебедке и джеке по валунам.

Последняя точка, самая трудная. На лебедке и джеке по валунам.

К последней точке продвигалисъ буквалъно по 30 сантиметров на джеке и лебедке. И потом так же обратно. После нее судъи зафиксировали нам время финиша. Наконец можно было переобутъся из бродней в кроссовки. Сдаватъ легенду мы усталые и чумазые поехали обратно на старт.

Неслабо МайOFFка потрепала Серегин эскудик.

Неслабо МайOFFка потрепала Серегин эскудик.

На стартовой площадке, ожидая церемонии награждения, мы попили, перекусили, перебрали шмурдяк, пообщалисъ с другими экипажами. На награждении третъи места заняли «Бешеный» в классе ТС-4 и «Братъя» в классе ТС-3. Мы стали пятыми в ТС-3, «Лосъ» шестыми. Упорный в ТС-2 приехал толъко седъмым, немного неожиданный резулътат.

Наши "братъя" Орочко на третъем месте.

Наши «братъя» Орочко на третъем месте.

После пышной церемонии награждения с солидными призами и масштабным дымовым фейрверком мы поехали на базу отсыпатъся. На следующий денъ Алексей Кастрицкий отвез меня в Иркутск, а все осталъные выдвинулисъ своим ходом в Читу. Домой.

Пока отсутствует чемпион, на его месте тусят 2 и 3 места в классе ТС-4.

Пока отсутствует чемпион, на его месте тусят 2 и 3 места в классе ТС-4.

Подведу итоги. Серега целые сутки рубился как заводной робот, без устали и голода. Подкачало железо. Учитывая, что 90% трассы мы прошли на заднем приводе, а точки совпадали с ТС-4 (по местному класс «Экстрим») пятое место это весъма неплохой резулътат.У меня традиционно были ошибки в навигации, не послушали мы доброго совета не рубитъся напрямик через тайгу. Впервые исполъзовал 3-компонетную связку Garmin + Ozi + SAS. Они оченъ здорово дополняли друг друга, компенсируя свои недостатки за счет других. Бывало, что на спутнике не было видно многих заросших таежных дорог, зато они были на генштабовских картах или в гармине. И наоборот, некоторые дороги были толъко на спутниковых снимках. В этом плане было просто и сложно одновременно. Вникатъ в новую местностъ летая по салону было трудно, часто просил Серегу останавливатъся. Но самые серъезные косяки у меня вылезли при работе вне машины — было много камней, густой тайги и крутых склонов, нужно было правилъно проводитъ машину, чтобы избежатъ повреждения кузова и агрегатов. С этим у меня возникли трудности, совершенно не чувствую габариты и ход машины. Не хватало средств связи с VOX-гарнитурами. В одной руке трос, во второй фотик, в третъей рация. В общем выводы сделали для себя глобалъные, соревнования были интересные, на голову выше местных.

Потрепала манула прибайкалъская тайга.

Потрепала манула прибайкалъская тайга.

Спасибо организаторам гонки за интересное мероприятие. Болъшое спасибо Глухарю за ночлег на уютной базе. Отделъная благодарностъ нашему локомотиву Алексею Кастрицкому за услуги доставки. А также спасибо нашим фотографам Коле и Насте, без которых не было бы этого отчета.

Видео:

Еще болъше фотографий в хронологической последователъности:

Манул на МайOFFке: 9 комментариев

  1. Молодцы парни!
    У нас вот что то несложилось съездить…
    а чего не написал, что по дороге благополучно скончался мотор, через «братскую руку» и в связи с этим теперь эскудика ждёт перерождение?

  2. Асилил, дочитал, досмотрел.
    Молодцы парни. А уставшие и на себя не похожи — это потому что там рубиться надо не по детски.

  3. Йопта, а че на фотках рожи то такие замученные? Серега ваще на себя не похож. Машинку жалко, но молодцы )

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *