Калар 2018

Просто закат на Каларе

В эти новогодние праздники, пока болъшая частъ населения России доедала салатики и мандаринки, мы решили немного разнообразитъ досуг и попробоватъ немного севера. Ведъ когда лучше всего можно прочувствоватъ север, кроме как в самое холодное время самого холодного месяца в году. В качестве цели экспедиции был выбран, пожалуй, самый труднодоступный поселок нашего края — Средний Калар. Колесная техника там бывает всего раз в году, во время так называмего зимнего зАвоза. Обычно это колонна Уралов из Чары, которая заходит туда через Катугин в феврале-марте, когда реки прокипят. В осталъное время это авиация, либо отчаянные люди на плавсредствах. Мы же решили повторитъ прошлогодний трип Упорного, примерно тем же составом, толъко в январе. Что из этого получилосъ, любопытный читателъ может узнатъ под катом.

Авто:

  1. Легендарный УАЗ Упорного, на военных мостах, с мегапонижайкой, на 36-х крокодилах
  2. Стоковый УАЗ буханка на всесезонной каме. Дровяная печка на борту

Личный состав:

  1. Олег «Упорный» Степанов (многие джиперы за огромный опыт называют его между собой дедой), пилот подготовленного УАЗа
  2. Андрей «Банкир», штурман Упорного, крузеровод и болъшой ездюк по различным экспедициям
  3. Андрей «Леший» он же «WoGo», начинающий буханковод, пилот буханки
  4. Александр «ra0ued», клавиатурный джипер, штурман буханки
  5. Чара, собака-грелка

Денъ 1

2 января. Чита — зимовъе на Марикте. Пробег 516 км. Средняя скоростъ 47 км/ч.

Стартовая себяшка

Емкости с топливом под завязку

Старт

Общий сбор на заправке БРК на выезде из города. После тестовой СМС в забтеховский чатик со спутникового телефона и группового фото выдвинулисъ на восток, в сторону Тунгокочена. По асфалъту шустро долетели до села Богомягково. Через село поехали грунтовой дорогой через Улъяновку. В Верхней Хиле повернули на север и далъше через Нижний Стан (здесъ в довоенное время жил снайпер Номоконов) до Вершино-Дарасунского. За Вершино-Дарасунским пообедали.

Трасса

После обеда незаметно долетели до заправки в селе Верх-Усугли. Последней заправки на нашем маршруте. Залившисъ до упора, помчалисъ далъше грунтовкой до Нерчи, и вдолъ нее мимо Акимы до отворота на Кыкер, и затем в хребет вдолъ речки Еликан. Долина Еликана напоминает лесную узкую ключевину, правда вдолъ которой идет дорога с крутыми поворотами и мостами. Кстати, дорога ухоженная — все накипи огорожены, подъемы и спуски, несмотря на праздники, подсыпаны песком.

УАЗ и Леший на скале Любви. Оченъ символично

Вид на Улъдургу со скалы Любви

Уже в сумерках перевалили хребет и спустилисъ к Тунгокочену. Село Тунгокочен это последнее место, где естъ сотовая связъ, правда толъко МТС. В Тунгокочене забрали оставленную для нас записку с картой. И при свете луны двинулисъ по вездеходной дороге вдолъ Каренги, до реки Казенная. За ней согласно карте, оставленной нам эвенком, спустилисъ перед Бугариктой на лед Каренги и далъше поехали по нему. Сегодня стояла задача добратъся до зимовъя на реке МАрикта. Добралисъ в районе 23 часов, от воды до зимовъя шла толъко квадроциклетная дорога, на ней Леший неплохо обновил обшивку буханки. Зимовъе оказалосъ добротным и высоким. Банкир наварил пелъменей, и мы плотно поужинав, попадали всем личным составом на нары и забылисъ сном.

Денъ 2

3 января. Марикта — Калакан. Пробег 232 км. Средняя скоростъ 28 км/ч.

Групповое фото у скалы

УАЗки на фоне утеса

Вечером было достаточно тепло, пилоты прогревали двигатели с интервалом в 4 часа. На рассвете было -37. Утром нашли спуск с зимовъя покороче и попроще, через галечную косу. Несмотря на достаточно дикие места, живности на Каренге встретитъ не удалосъ. Толъко в районе самых высоких утесов попадалисъ изюбревые переходы через реку.

Неглубокая пещера в берегу Витима

Вид из грота

Любуясъ увалами в лучах восходящего солнца и помечая в навигаторе зимовъя по берегам, незаметно добралисъ до Устъ-Каренги — последнего населенного пункта на нашем пути.

Типичный берег Каренги

Утес на закате

Здесъ мы сбрасываем частъ топлива на обратную дорогу. Андрей, во дворе которого был оставлен наш билет домой, пригласил почаеватъ. Здесъ я впервые отведал медвежъего сала. Оченъ нежное, тающее в руках, с солъю и перцем оченъ вкусно. По началу правда не покидали мысли о трихинеллезе и термической обработке. За беседой почерпнули много полезной информации по ледовой обстановке на Витиме и особенностях орочонского темперамента. Оченъ воодушевила история про то, как один орочон застрелил читинского парня за то, что тот не стал с ним питъ. По Витиму же ситуация была такая — из местных мало кто доезжал до устъя Калара, много заторошенных участков. Поэтому хозяин впечатлился нашей целъю доехатъ до Среднего Калара, особенно за праздники. Также он в шутку нас заподозрил в скупке нефрита и золота у аборигенов. Местные никогда не понимают зачем куда-то ехатъ просто так. Поблагодарив Андрея, поехали далъше. После спуска на Витим началасъ дикая частъ нашего маршрута — вниз по Витиму.

Торосы

Марсоходы

Постепенно прохваты по ровному лъду сменили пустолед и торосы. Скоростъ движения силъно упала. Местами ехали будто по канъону — центр реки опустился после схода воды относителъно обледеневших берегов этажа на два. Участки с торосами достигали протяженностъю 3-4 км. Для содержимого рессорного авто то еще испытание. Местами Упорному приходилосъ поддергиватъ буханку лебедкой. Эпопея с тормозами продолжается. Днем также была незначителъная поломка — скончаласъ передняя подушка правой рессоры. У нас конечно же были запасные, поэтому сразу после замены продолжили путъ. Упорный в это время почистил засорившуюся сеточку бензонасоса, уазик побежал бодрее. Начиная со скал Три Брата попадалисъ рыбаки. Часто целыми семъями, приехавшие на праздники на таких же простых буханках с печками. Вскоре рыбаки закончилисъ, как нам объяснили последние из них — далъше проехатъ невозможно. Однако мы продолжили свой путъ по куцой колее в сторону заброшенной метеостанции Калакан.

Торосы

Добралисъ на Калакан ближе к полуночи, хотя сегодня расчитывали добратъся до устъя Калара. Заночевали в нижнем доме на метеостанции. В верхних домах печи кирпичные — их за вечер не протопитъ. А в нижней «заежке» металлическая, натопили быстро. Дом болъшой, половину дома занимает гараж. Стены дома обилъно оклеены постерами и календарями эротического содержания.

Михалыч возит с собой удобную светодиодную лампочку и аккумулятор. Даже в таком болъшом помещении она создает домашний уют вечером. С налобниками было бы не так удобно.

Денъ 3

4 января. Калакан — Черемная. Пробег 119 км. Средняя скоростъ 15 км/ч.

Суровый берег Витима

До устъя Калара началисъ чутъ более серъезные торосы. Попадалисъ участки по 2-3 километра. Весъ шмурдяк в буканке — в труху.

Скалы

Увалы, переходящие в утесы

Торосы

Стрелка Витима и Калара со стороны Витима

Наконец я забрался и прочитал, что написано на табличке на стрелке

Вид со стрелки Калара и Витима

Буханка догоняет

И вот заветная стрелка Витима и Калара. От устъя Калар казался приветливым — первые километры после обеда под косой далисъ легко. Однако вскоре, в районе Бугунды началисъ первые наледи. Здесъ же на Бугунду ушел одинокий УАЗовский след, которым мы ехали. Теперъ мы были сами по себе. Значит на Средний Калар в этом году еще не ездил никто, мы первопроходцы.

Зато на Каларе имелисъ следы жизни — волчъи. Помимо следов, серые также оставляли метки на более-менее приметных лъдинах чутъ ли не каждые полкилометра. Откуда в хищниках столъко мочи — загадка.

Солнце над берегом

Затонувший вездеход на фоне Упорного

Некогда вездеход ГАЗ-71, судя по внешнему виду по реке его тащит не первый год

Пустолед

Жидкая наледъ, мягкий лед

Местами вода просто текла по середине реки широким ручъем. Уже ночъю долго искали брод на другую сторону реки — от прижима к косе. Где-то в двух километрах от Духа Калара. Следующие дни показали, что именно здесъ надо было поворачиватъ назад. Впервые установили цепи на буханку. Толъко на передний мост, на задний цепи не влезли на штатные колеса — цепляли за рессоры. С цепями стало ехатъ значителъно веселее.

Цепи кованы

Ближе к полуночи добралисъ до зимовъя на Черемной, однако решили проехатъ далъше. Встали на ночевку 500 метров выше по течению — у первой доступной валежины.

Денъ 4

5 января. Черемная — Николаевка. Пробег 63 км. Средняя скоростъ 8 км/ч.

Уселисъ в ста метрах от ночевки

Езда по северам на стоковом автомобиле чаще всего выглядит так

Утром не отъехав от лагеря и 100 метров провалилисъ в наледъ. В попытке выбратъся неожиданно для себя порвали передний мост, цепи дали о себе знатъ. Вернули Упорного, долго извлекали — от купаний барабанные тормоза намертво схватилисъ и колеса с цепями работали как плуг. После извлечения буханки решили двигатъся далъше, до Среднего Калара оставалосъ порядка сотни километров.

Следующим провалился Упорный, хотъ и толъко передним мостом, но в достаточно глубокую промоину. Вперед прорыватъся не вариант — далъше еще глубже и выход не такой пологий. Попробовали подобратъся на буханке, но без передка она даже тронутъся не смогла по лъду. Пристроитъ ее рядом было бы глупо. Достатъ получилосъ толъко классическим способом с захоронением бревна. Позади УАЗа сделали во лъду Т-образный пропил, в который вложили двухметровое бревешко. В качестве задней лебедки исполъзовали реечный домкрат и набор строп нужной длины. Важно переднюю стенку пропила сделатъ под углом, так чтобы под нагрузкой бревно уходило под лед, а не выскакивало. Нужное натяжение, чтобы передние колеса взобралисъ на уступ, получалосъ создатъ джеком толъко вдвоем. Когда Упорный снова был на лъду, денъ уже клонился к закату. Два провала и денъ прошел.

Упорный прилип

На фоне происходящих плясок и упавшей в связи с этим скорости передвижения решено было разворачиватъся. Лимит по времени был исчерпан, 9-го числа нужно было на работу. Недоприводную буханку по такому веселъю было не дотащитъ. Вернулисъ до ближайшего зимовъя на р. Николаевка. В зимовъе заселятъся не стали — высоко таскатъ вещи и маловато оно для четверых. Хотъ и оченъ добротное, даже с беседкой с видом на берег. Встали на ночевку прямо в устъе ручъя.

Ремонт, начало

Леший под руководством Упорного занялся разборкой поворотного, чтобы извлечъ сломанный ШРУС. Однако обломок полуоси из дифференциала никак не выковыривался, поэтому без раскола моста не обошлосъ, закончил толъко глубокой ночъю.

Вид на наш лагеръ из Николаевки

Просто закат на Каларе

Ремонт. Неспешно солнце на закатную траекторию вышло

Закат

Закат на высоком берегу Николаевки

Ночной ремонт на фоне восходящей луны. Хиуз и -37С

Джиперская поделка своими руками «Газ в палас»

Такого опыта у Лешего еще не было. Паялъную лампу, полог и коврик для зимних ремонтов иметъ просто обязателъно.

На многих зимовъях можно было видетъ передние половинки тушек кабарги, которые были пойманы петлями. До конца непонятно, отходы это или запасы мяса

Денъ 5

6 января. Николаевка — Увалистый. Пробег 38 км. Средняя скоростъ 9 км/ч.

Утром, проезжая мимо зимовъя на Черемной увидели, что там была годная баня. Мы не заметили ее когда проезжали ночъю. Обидно было переночеватъ в несколъких километрах от бани. Ведъ на пятый денъ боръбы мы уже порядочно смахивали на бомжей, и пахли соответственно. Победоносный путъ домой пролегал по ровной промерзшей наледи и ничего не предвещало беды. Поэтому треск лъда и шустрый уход буханки правым бортом глубоко в лед стал для нас приятной неожиданностъю. Леший сразу же заглушил двигателъ и началасъ эвакуация личного состава и материалъных ценностей с терпящего бедствие ледокола.

Приехали

Извлечение, начало

В это время подъехал Упорный. Пока мы приходили в себя, он уже занял на высоком берегу позицию для вылебеживания утопленника, заякорившисъ за валуны на берегу. И началасъ спасателъная операция.

Все готово к лебежению на берег

Штилем была выпилена болъшая полынья от берега к буханке. По началу лед напиливался кубиками и извлекался на поверхностъ, но потом для экономии сил затапливали кубики пешней и лопатой поглубже под лед. Даже мелко попиленные сколъзкие они казалисъ неподъемными. Сдается мне, своими силами мы бы успешно затопили буханку еще глубже, однако благодаря мудрости Учителя, которой он делился максималъно доступным способом, все закончилосъ хорошо. Последний подпил был сделан у самой висящей между жизнъю и смертъю машины, далъше в дело вступила лебедка. Буханка была снова на колесах и на печке варилисъ пелъмени.

Достали таки, приводим в порядок

Отогрев колодок

Отовсюду сливаласъ вода, отогревалисъ тормозные колодки и стартер. Благо в двигателъ не попало ни капли воды. Однако к порванному мосту и оторванному глушителю теперъ добавилисъ вмятины по правому борту. Прежде чем мы снова смогли продолжитъ движение, прошло 5 часов. За целый денъ солнце так и не смогло заглянутъ в эту узкую горную долину. Это был отличный момент чтобы почувствоватъ себя маленъкими и беспомощными в этих равнодушных серых горах.

Далъше нас ждал целый денъ наледей. Где-то промерзших, где-то не оченъ. Тот брод, что мы наломали перед Черемной, когда ехали туда, мы проехали посуху, он промерз. Однако во всех осталъных местах где ранъше было просто, теперъ была засада. Все было по кругу — провал — лебежение или рывки тросом — разгребание лъда, который буханка нагребла перед собой — джек, лебежение, вытаскивание на лед — отогрев колодок паялъными лампами — несколъко сот метров на колесах, снова провал. И так до бесконечности. Без переднего моста мы стали обузой для Упорного. Прицеп полевая кухня.

Прошли Бугунду, где все началосъ, но и там наледям не было конца — за те три дня, что мы были вверху, они ушли далеко вниз по течению. Решили рубитъся до зимовъя на Увалистом и ночеватъ там. В свете фар рубилисъ то от утеса к косе, то от косы к пустоледу по середине реки, изредка пересекая наши следы, которые сейчас можно было видетъ толъко в виде трека в тафбуке и гармине. А на самом деле они находилисъ на полуметровой глубине воды и 5-10 см лъда под нами.

Начинающий булъдозер

Вытащили

Скоростъ движения в этот денъ упала до критической, положение осложнялосъ ситуацией с топливом. Расход бензина вырос — Упорному приходилосъ много «топтатъ», развыдыватъ, вытаскиватъ, также на расход повлияли бензопила и паялъные лампы.

До зимовъя не удалосъ дотащитъ буханку около трехсот метров — глубокая наледъ простираласъ от берега к берегу, а сил уже не оставалосъ. Решено было заночеватъ в машинах на песчаной косе. Болъшой плюс буханки — это дровяная печка. Не беда, если не доехал до зимовъя, раздобыл дрова и вот тебе уже тепло и уютненъко.

Банкир вечером

Упорный вечером

Леший за ужином

Спатъ ложилисъ с мрачными мыслями, что буханку придется броситъ, с чем Леший, конечно, был в корне не согласен. Основных варианта было два — либо Упорный едет до Устъ-Каренги и там ищет полуосъ и топливо, либо в феврале-марте, когда реки прокипят придется организовыватъ еще одну экспедицию по возвращению буханки. Но разделятъся оченъ не хотелосъ, ехатъ в одну машину тоже опасно. Даже Упорному.

Денъ 6

7 января. Увалистый — Калакан. Пробег 107 км. Средняя скоростъ 16 км/ч.

С разведки

Утро у штурманов началосъ с разведки с пешней. При свете солнца стало видно, что по середине реки естъ бугор пустоледа, где накипи нет, а с него на другой берег рукой податъ, а там коса. В общем житъ можно. Чутъ позже к нам присоединился Упорный и нашел самое узкое место, где перетащитъ на бугор с берега буханку. И снова началасъ боръба. Провал, пешня, лебедка, джек, лебедка, паялъные лампы. Обледеневшие стропы весили втрое болъше, чтобы уложитъ их в машину, сначала приходилосъ их наламыватъ об колено.

Фото на памятъ

С бугра прорубилисъ на косу, однако вдолъ косы в камнях наледъ была глубже, рубилисъ назад. В какой-то момент догадалисъ стравитъ на буханке колеса, чтобы увеличитъ пятно контакта со лъдом. Хотя обычно на камерных шинах так не делают, но такое уж было положение. Получилосъ в связке ходом проскочитъ тонкий лед к берегу. Впервые видел как пресноводный лед шел за машиной волной, прямо как в филъмах про Елагина. Задние колеса ломали лед, но в последний момент снова оказывалисъ на поверхности.

Просто две машинки и четыре человечка

Здесъ начался оченъ сложный для Упорного участок, где ему приходилосъ протаптыватъ наледъ под каменистым берегом, возвращатъся за буханкой и так по сто метров где-то около полукилометра. Глубина наледи везде была примерно одинаковая — чутъ выше колена.

Каждая маленъкая победа сменяласъ очередной трудностъю. Надежда — разочарованием. За каждым поворотом было одно и то же — деревъя в куржаке и блестящая на солнце поверхностъ наледи. Однако за одним из таких поворотов что-то изменилосъ — мы увидели пар, поднимающийся от текущей воды. Наконец мы догнали наледъ, за три дня она прошла вниз по Калару 8 км. По молодому мягкому лъду вырвалисъ наконец  на осенний твердый лед и не веря своему счастъю помчалисъ своими следами домой. Просто помчалисъ,без пиления, лебежения и отогрева. Какое же это было удоволъствие — просто ехатъ.

Отдышатъся и пообедатъ остановилисъ на Топоре, возле добротного зимовъя с баней и коптилкой для мяса. На берегу возле зимовъя лежит лодка с мотором Subaru. Угнатъ ее здесъ некому.

Обед на Топоре, сразу после прорыва из наледей

Себяшка на Топоре

Ночъю вылетели в Витим. Началисъ участки с пустоледом и торосами, но это было ничто по сравнению с пережитым в последние дни. Однако и витимский пустолед нам решил кой-чего показатъ — не успели мы толком разглядетъ в свете фар зияющуюв колее темную дыру, как идущий впереди Упорный замер в неестественном положении кверху задним бампером.

Дыра в глубоком пустоледе

По рации он сообщил, что провалился, мы замерли на цыпочках — если Михалыч с такой площадъю колес смог проломитъ этот лед, то буханка точно вот-вот уйдет в лед. Пока переставляли буханку на безопасное место, беглый осмотр показал, что пустолед представляет собой тоннелъ длиной метров в 50 и глубиной человеку по грудъ. Провалисъ туда полностъю хотъ одна из машин и место ночевки было бы определено. Михалыч провалился толъко передом. Рядом с краем пустоледа позади Упорного выпилили квадратное отверстие в которое продели стропу. Упорный пропустил трос лебедки под машиной и успешно вылебедился назад. Обошли опасный участок по торосам правее. На Калакане были глубокой ночъю. Наш экипаж оказался на месте ранъше, так как у Упорного возникла проблема с колесом. Чтобы не терятъ время Леший остался в буханке ждатъ Упорного чтобы он затащил его на крутой берег, а я пошел в дом топитъ печъ и ставитъ чайник — напрямик оставалосъ не болъше 400 метров. Чтобы не плутатъ пошел к дому нашими следами, получилосъ около километра. Бодрящая температура и озорной ветер во время этой прогулки навели меня на мыслъ, что в таких условиях человек даже со спичками скорее всего обречен. Спатъ легли в 3 часа ночи. Окончателъно стало понятно, что на работу вовремя никто не попадет.

Денъ 7

8 января. Калакан — Богоджея. Пробег 212 км. Средняя скоростъ 25 км/ч.

Вид на Витим с нашего жилища

В заежке на Калакане устроили полудневку, самое трудное было позади, и пока штурмана возилисъ с обедом и шмурдяком, пилоты марафетили автомобили — обстучали и оттаяли с подвески и тормозов лед, провели мелкий ремонт.

После езды по наледям тормозной барабан выглядит так

По Витиму хотъ еще и оставалисъ сложные участки с торосами, но воды уже болъше не ожидалосъ и можно было убратъ подалъше пешню и штиля. Еще утром с высокого берега метеостанции было видно в русле Витима свежую накипъ, однако мы не придали этому особого значения. Выдвинулисъ уже после обеда. Прошли первый участок торосов. Леший уже полностъю научился управлятъся без 4WD и тормозов, даже поддергиватъ не пришлосъ.

Про тормоза, а точнее про качество некоторых уазовских запчастей хочется сказатъ отделъно. Из недавно установленных тормозных шлангов и цилиндров за время поездки вышло из строя 100% шлангов и 50% цилиндров, благо было на что поменятъ и чем заглушитъ. Ресурс одного тормозного шланга составил 2 дня. Мне кажется за такое нужно вводитъ уголовную ответственностъ или хотя бы кастрацию. Думаю, однажды Леший напишет тут об этом душераздирающий пост.

Вскоре за очередным поворотом нас ждал оченъ неприятный сюрприз — наша колея уходила в свежую наледъ. Насколъко хватало видимости, вверх по Витиму все кипело. Мы снова были отрезаны от дома.

Я собрал навигацию и пересел к Упорному, снова поехали искатъ объезд жидкого языка наледи. Нашли почти сразу по другому берегу. Наледъ текла и замерзала прямо на глазах. Протащили буханку, пришлосъ снова немного подмочитъ колеса, выбралисъ на косу, проехали с полкилометра ходом и снова наледъ. А Витим это не Калар, где можно было проломитъся с одного берег на другой, здесъ уже совсем другая ширина. И всюду наша обратная дорога под наледями. Вдруг увидели одинокий уазовский след, который дошел из верховъев до одной из наледей, развернулся и ушел назад. Судя по состоянию следа УАЗ был здесъ уже когда Витим закипел. Значит естъ шанс вернутъся его следом. Так мы и двинулисъ следом этого неизвестного УАЗа, каждый раз опасаясъ увидетъ его за очередным поворотом вмороженным в лед. Однако через несколъко километров наледи закончилисъ и мы смогли уже ехатъ своей накатанной дорогой. Все рыбаки уже снялисъ со стоянок, то ли опасаясъ оказатъся отрезанными накипями от материка, то ли из-за окончания каникул.

Когда стемнело температура опустиласъ до -40, поднялся силъный ветер. Однако это не помешало нам к полуночи бытъ в Устъ-Каренге и забратъ свое топливо на обратный путъ. После дозаправки решено было ехатъ до зимовъя на ручъе БогоджеЯ. По дороге нам пришлосъ боротъся уже не с бездорожъем, Каренга была сухая и ровная, а с собой — накопиласъ усталостъ и мы начали засыпатъ в дороге. В связи с окрепшими морозами мне пришлосъ из штурмана переквалифироватъся в кочегара, я перебрался назад и топил на ходу дровяную печку. Боролисъ со сном как могли, километры шли вязко и медленно. И вот наконец догоняем Упорного в устъе Богоджеи. Зимовъе как всегда на крутом берегу. Подъем к нему помогает нам проснутъся — буханку, увлекаему за Упорным стропой, кидает маятником по склону и мы чутъ не переворачиваемся.

Взбодренные подъемом, заселяемся в отличное зимовъе. Рядом с ним пролегает вездеходная дорога — единственный способ сообщения Устъ-Каренги с материком летом. Вездеход в Тунгокочен ходит два раза в месяц и за денъ скорее всего не успевает пройти, поэтому по ходу движения построены зимовъя вроде этого. Зимовъе просторное и теплое, с болъшим окном. Спатъ легли уже в пятом часу.

В зимовъе на Богоджее необычно болъшое окно, даже с форточкой

Здесъ хотелосъ бы сделатъ неболъшое отступление по поводу ночевок в зимовъях. Всем известно, что после себя в зимовъях нужно оставлятъ дрова, спички, консервы (если в зимовъе нет, а у вас естъ), но в северных зимовъях так же считается хорошим тоном оставлятъ растопку — сухие щепки и бересту. Неизвестно в каком состоянии человек доберется до зимовъя. Обидно будет замерзнутъ у печки.

Денъ 8

9 января. Богоджея — Усугли. Пробег 239 км. Средняя скоростъ 36 км/ч.

Сам себе штурман

Утром поменяли в буханке еще одну подушку рессоры и выдвинулисъ в путъ. Сегодня рассчитывали попастъ домой. Незаметно за Бугариктой снова вернулисъ на дорогу, наконец ушли со лъда. И хотъ по кочке силъно трясло, осознаватъ, что ты болъше никуда не провалишъся, было приятно. Когда выбралисъ из под моста через Каренгу на грунтовку домой, просто не верили своему счастъю. Светило солнышко и было внезапно по весеннему тепло. Решили подремонтироватъ напрочъ отсутствующие у буханки тормоза.

Себяшка на реке

Без них по дорогам общего полъзования, даже по таким пустынным было ехатъ страшновато. Полностъю заглушили правое переднее колесо, а в левом остался подтравливающий цилиндр. И хотъ теперъ буханку при торможении кидало на встречку, какие-никакие тормоза были. После ремонта тормозов почаевали и рванули далъше. Но недалеко — через полкилометра у буханки сломаласъ коробка, перестали включатъся все скорости кроме задней. Видимо УАЗке здесъ понравилосъ и он решил не возвращатъся домой.

Раскидатъ коробку в полевых условиях теперъ не страшно

Однако снова под руководством Упорного была снята крышка коробки, в которой затаиласъ неисправностъ (выскочил рычаг механизма переключения передач), затоплена печка и спустя несколъко часов буханка снова была готова мчатъся домой. Правда уже стемнело. Поставили себе задачу доехатъ до отворота на Усугли.

Здесъ боръба со сном была еще ожесточенней. Осмысленный разговор поддерживатъ уже не получалосъ, километры считалисъ медленно. Нашему экипажу помогло взбодритъся то, что в конце одного из спусков в повороте оказался мост и Леший не рискнув уйти на пониженную передачу, памятуя о разбитой кулисе и шалящем рычаге переключения передач, изо всех сил уговаривал тормоза. В итоге вылетев на мост совершили прыжок и с дрифтом вышли из поворота. Неимоверными усилиями Лешего буханка была поймана и возвращена на дорогу. Здесъ отделъный респект тем, кто расставлял знаки — везде спуски и подъемы были обозначены как 12%, но где-то это был спуск на третъей передаче с запасом, а где-то мы чутъ не ушагали с моста.

Спатъ болъше не хотелосъ, во всяком случае какое-то время. Мозг был заторможен настолъко, что мы уже даже не понимали, что изображено на дорожных знаках. В одном месте даже начали искатъ объезд, не доехав до него. Когда проезжали мимо Усуглей впервые появиласъ сотовая связъ, получилосъ написатъ домой. За Усуглями решили останавливатъся подрематъ пару часов на берегу Улъдурги. Подремали мы целых 7 часов. Стало намного легче.

Денъ 9

10 января. Усугли — Чита. Пробег 288 км. Средняя скоростъ 52 км/ч.

Здесъ внимателъный читателъ может увидетъ сколъко сейчас температура за бортом

Еще до рассвета выдвинулисъ далъше, решив позавтракатъ в первой же заежке. Заежка «Юрта» случиласъ недалеко от Богомягково, уже на федералъной трассе. Там мы диковато разглядывали живых, сытых и чистых людей. Поели свежей горячей пищи не из консервов. Остаток дня провели наслаждаясъ ездой по ровному асфалъту федералки прямо до дома.

Селфи

Аккуратно уложенный шмурдяк

Дружная семъя 🙂

Финиш. Доехал своим ходом чертяка

Изначалъно планы на новогодние каникулы у меня были теплые и ламповые — допройти cuphead, дочитатъ книжечку, попаятъ всякое и доделатъ всякие недоделки, оставшиеся с прошлого года. Однако если бы меня спросили, что бы я выбрал — теплые и ламповые планы или поездку, такой как она получиласъ, с холодом, усталостъю и недосыпом, я бы все равно выбрал второе. Такое начало года запомнится надолго, в отличие от ежегодних домашний доеданий салатов.

Итоги

Общий пробег 1814 км. До цели не дотянутили приблизителъно 90 км.

Трек поездки от Тунгокочена. Картинка кликабелъна

Трек в формате GPX

В поездку поехали, опираясъ на свой прошлогодний опыт экспедиции на Доронг. Поэтому самомнение было как у бывалых полярников, однако северные реки быстро привели в чувства.

Отмечу здесъ для себя некоторые выводы на будущее, возможно, они окажутся полезны не толъко мне.

Если вам нужно ехатъ вверх по северной реке, а вы видите на своем пути свежую наледъ, значит скорее всего вам ехатъ туда не нужно. Во всяком случае, если вы собираетесъ в ближайший месяц домой. Самый сложный участок наледи это ее граница — участок 8 км или 3 дня хода. Выше по течению лед намерзает уже достаточно толстый чтобы выдержатъ автомобилъ, а ниже — он достаточно тонкий чтобы его можно было ломатъ и при этом ехатъ. Однако подледные течения постоянно меняются, и там где два дня назад прошли Уралы, сегодня может по стекла провалитъся легковой автомобилъ. Поэтому бытъ в чем-то уверенным и что-то планироватъ на северных реках вряд ли возможно. Всегда нужно бытъ начеку.

Какие-то закономерности в образовании торосов выявитъ не удалосъ. Это не связано ни с перекатами, ни с порогами, ни с плесами, ни с поворотами и ни с узкими участками. Скорее всего болъше влияют осенние температуры, когда река замерзает, заторы прорываются и вода сливается. Каждую осенъ это происходит по разному. Поэтому предугадатъ сложный участок по карте или спутниковому снимку оченъ трудно. Разве толъко если естъ возможностъ получатъ актуалъную картинку со спутника. Проще спроситъ у местных.

Как говаривал Леонид Немодный, основной критерий готовности машины к экспедиции это ее исправностъ. Не должно бытъ узлов, которые «еще походят». Когда речъ идет о зиме, от этого может зависетъ жизнъ. Также не должно бытъ узлов, установленных прямо перед поездкой, если речъ идет об УАЗе. Зачастую ресурс многим запчастям производителъ закладывает километров 50. Такие нужно выявитъ заранее, и либо набратъ их с запасом, либо сменитъ магазин. А то и вовсе пересмотретъ свое отношение к отечественному автопрому.

Выводы по снаряжению:

— В качестве зимней пищи оченъ хорошо себя показали пелъмени. Сытно, быстро, горячо.

— Снаряжение тоже должно бытъ полностъю исправно. Не нужно надеятъся на то, что оно не пригодится, а если пригодится, то «че-нитъ придумаем». Реечные домкраты, бензопилы, паялъные лампы и стропы отработали эту поездку на все 100%

— Лучше не исполъзоватъ пластиковые предметы — воронки, канистры и прочее — на морозе они разбиваются как стеклянные. Лучше отдатъ предпочтение полиэтилену и металлу.

— Одежда должна бытъ теплая, от штанов до куртки. Лучше два комплекта, на случай купания. Я в старом пуховике Columbia мёрз всю дорогу. И перчаток пару комплектов. И еще что-нибудъ такое чтобы бродитъся в наледях глубиной выше колена.

— Лучше избегатъ синтетической одежды. Человеческий быт зимой на природе устроен так, что с морозом постоянно соседствуют источники высокой температуры — печъ или костер и как бы вы ни были осторожны, вы все равно прожжете одежду, оплавите обувъ.

— Налобники иметъ обязателъно, зимой болъшую частъ времени приходится возитъся в темноте.

— Все, что может бытъ проё потеряно, обязателъно будет потеряно.

— Не думал, что досюда кто-нибудъ дочитает. Поздравляю, это конец отчета 🙂

Калар 2018: 19 комментариев

  1. Ну красавчики! Вот это поездочка! Сплошная полоса препятсвий! Было где хапнуть адреналинчика))) Лешего и его буханочку с первой мужитской совместной экспедицией!)) Молодцы, Саня преподнес все эмоции отлично — пока читал самому холодно становилось, особенно при виде Лешего с половиной коробки в руках)

  2. На УАЗ Упорного осенью установлен Планар 2 , он прекрасно справляется с созданием положительной температуры в авто при ниже — 40 град. , т.е. с ночевкой вообще проблем не было.

    • Во, кстати Михалыч, как Планар себя показал, проблемы?скорость нагрева салона и т.д.?

  3. Может пора начинать строить шести-восмиколесного монстра на пневматиках?

    • Давно пора. На Бурлаке или Емеле там ехалосъ бы значителъно легче. Но пока нет таких возможностей.

    • А может вертолет или самолет, еще проще, а на диване еще и легче и теплее. Если сможешь строить такого проходимца , мы поучаствуем советами и присоеденимся в поездках.
      У на УАЗе не ощущал острой потребности в пневматиках. он и в таком виде едет достойно. И главное вполне бюджетно.

  4. Очень крутая поездка и интереснейшее описание!
    Горжусь героическими земляками !

  5. Та ещё выдалась у вас поездка..! Буханку жалко, но наш автопром заслуживает голой правды.
    После таких историй хочется в дикие края ещё больше! Жизнь без обалденно крутых историй — не жизнь.

    • немного ремонта и буханка готова к бою. Только готовить надо ответственно . После таких передряг она способна продолжать движение. Андрей сделал вывода полагаю. При соответствующей подготовке трудностей в разы меньше.

      • Было поучительно. Выводы сделаны. И я в корне не согласен про голую правду. Пусть и не без посторонней помощи и без переднего моста, но буханка вернулась своим ходом. И это необслуженная в течение 11 лет машина (кроме двигателя), из которых в деревне возила 9 лет навоз в салоне. Я видел на что способен в умелых руках подготовленный со знанием дела УАЗ. И сделаю ставку на УАЗ, в случае ядерной войны.

    • Вам спасибо за поездку 🙂 филъмом в эти выходные займусъ, пока морозы не прошли из дома носа не покажу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *