Поучительный Север

Думаю в жизни любого человека есть переломные моменты, переворачивающие привычное мышление, меняющие мировоззрение, ну или хотя бы просто дающие не по-детски отрезвляющую оплеуху, спускающую с небес на землю. Вот и автор не стал исключением и хапнул свежемороженного поучительного леща.

Примерно за неделю до НГ, «раздался звонок». Лис (он же Шпион, он же ra0ued) приглашал с самим Упорным (многие джиперы за огромный опыт уважительно называют его между собой Дедой) на пять январскоканикульных деньков авантюрно окунуться в Север… В дружбе самое главное что? Правильно, получше узнать своего друга и сделать выводы… ну или ноги… Но это же СЕВЕР! Да еще и с самим ДЕДОЙ! Получив дома «добро», наспех скидав тормозную систему и оперативно покидав какие то, вроде бы нужные вещи, стали ждать время «Ч».

Хочется заранее отметить, что 70% ошибок было сделано летом в гараже… 21% сделан на стадии подготовки машины к Каларской экспедиции и остальные 9% уже в процессе погружения в Север… Положа руку на сердце скажу, с такой подготовкой нельзя даже из гаража выезжать, не то что на Север, это джекпот на невозврат… Природе ведь все равно, она не хорошая и не плохая, ей плевать молод ты или стар, у нее нет любимчиков, и для нее абсолютно не важно какой ты замечательный человек. Она равнодушна ко всему, и все что случится с тобой в экспедиции — твоя вина, не ее… За тебя, в таких условиях, может впрячься только Удача, а она дама зело капризная. Но пареньку, вдавившему «газ в палас» навстречу Северу это было невдомек…

Человеку свойственно винить всех в своих неудачах, кроме себя, так он бережет свое внутреннее Я. И вроде бы сейчас самое время спереть все на какого-нибудь Васю… Но не выйдет, ибо точно знаю, что не «Вася» не провел ревизию мостов, купил и впилил некачественные детали в тормозную систему. Не
«Вася» забил починить ручной тормоз и полетел навстречу приключениям с полуживой и периодически падающей в обморок тормозной системой. Не «Вася» скомплектовал ЗиП не из нужных запчастей, а из излишков купленных деталей. Не «Вася» забил на периодически всплывающую ошибку низкого напряжения бортсети. Не «Вася» затягивал и контрил гайки на цапфе и забил на плохо работающую кулису. Не «Васю» обломало лезть искать паяльную лампу, ибо штурман берет свою… И в конце концов не «Вася» сидел за рулем буханки…

Череда тех самых, походных 9-ти процентных, ошибок начались у зимовья на Марикте, где я в отчаянной попытке одолеть подъем давил «газ в палас», буксовал и бросал машину рывками не щадя трансмиссию. Ситуация с очевидным, для любого здравомыслящего человека, выходом — скатись и возьми сходу. Но нет же… — Интересно, как это можно «порвать мост»?! — думал я, получив за эту проделку от Упорного пилюль — он же стальной!

Последующие дни буханка бодро скакала по торосам, периодически выплевывая на лед старые, разуплотненные в труху подушки передних рессор (благо хоть ума хватило закинуть запасные в ЗиП). Мост порвать мне все же довелось, буквально утром 4-го дня… в ста метрах от места ночевки. И это отнюдь не был «газ в палас», как на склоне у зимовья. Усевшись уютно в колее Упорного и получив за это очередную порцию «включиголовы» начал предпринимать первейшие средства борьбы с бездорожьем — включил передний мост и понижайку. Несколько попыток податься вперед-назад не увенчались успехом, а при очередном трогании под днищем раздалось — «хрюк». Этот то хрюк и оповестил нас о кончине переднего моста.

«Хрюк»

Не сказать, что мы запереживали, ведь с нами Деда, а он то может «диф» собрать из говна и палок, так что причин для паники не было. В попытках освободить меня из накипного плена оторвали задний бампер, за чем последовала очередная лечебная пилюля. Вернувшись на ближайшее зимовье приготовились к ремонту. Получив точные инструкции автор приступил к извлечению обломанной полуоси.

Двухступенчатый метод контроля

Это оказалось детской забавой, ибо сам обломанный кусок полуоси остался в дифференциале. Извлечение же этого артефакта повлекло за собой разборку моста, дифференциала и все это под аккомпанемент температуры в -38 по Цельсию…

Кто знает, может быть этот артефакт зародился у зимовья на Марикте

Между операциями Олег Михайлович (он же Упорный, он же Деда) давал новые инструкции и они выполнялись максимально точно и, насколько я мог, быстро. Бонусом к свернутой полуоси в дифференциале лопнула ось одного из сателитов. Упорный покачал головой и поделился секретом, как подфиксить этот баг… И вот, под надзором луны, вторично собрав (на этот раз правильно) рассыпаный мною роликовый подшипник, закончил сборку диффа и приступил к сборке моста.

Уже не смеркалось…

Вся эпопея заняла 7 часов… я справился, да с подсказками и под строжайшим надзором, но справился. Не было усталости, только слегка покалывало стопы от холода. Но это ж ерунда… Когда село солнце и ремонт был в самом разгаре, Лис вылез из машины и сказал: «Прости за то что втянул тебя во все это», в ответ я улыбнулся, пожал ему руку и произнес: «Спасибо, за то что ты втянул меня во все это».

Река дальше не пустила даже Упорного. Решено было поворачивать назад. Бодро шагая след в след буханка, неожиданно, торпедой пошла под лед, с креном на правый борт. Подкорка инстинктивно заглушила двигатель и начала операцию по спасению самой блохастой части нашего экипажа. Пёсе возражал, на улице холодно и мокро, а в салоне всего лишь горизонтальных поверхностей не стало. Но при помощи штурмана и япономамы, мне удалось таки выволочь животину из кабины. Сейчас, сидя дома в тепле, на мягком диване можно дискутировать на тему «что делать в подобной ситуации», но тогда… Подав из салона штурману бензопилу, топливо, пешню и паяльную лампу, вынырнув на лед и оглядев сложившуюся ситуацию на ум приходило только одно слово — П%&$#Ц!

П%&$#Ц!

Откровенно говоря так и было. Было очень-очень и очень тревожно и только невозмутимый и спокойный вид Деды, с улыбкой скомандовавшего: «Ну, а теперь пилицца!» намекал на то, что это еще не конец. Благодаря опыту, знаниям и умелому командованию Упорного, машину извлекли за 5 часов.

Внимательный читатель заметит ватерлинию на фюзеляже

Провели ревизию, двигатель остался сухим… повезло. Отогрели колодки и заледеневший стартер, слили воду с коробки и помчались дальше.

Кстати говоря всю дорогу мучился тормозами, точнее их отсутствием, а еще точнее их конструкцией. Минутное стояние, после купания в накипях, неизбежно приводило к полному параличу колес. Колодки прилипали к тормозным барабанам намертво. В конечном итоге я догадался свести колодки, но уже было рано, мы почти вырвались из накипи.

Накипи и барабанные тормоза очень плохо дружат

Так же Олег Михайлович посоветовал стравить задние колеса до 1 атм., хоть это совсем не по феншую, ибо у меня не бескамерки… Но вынуждены были, хотя лучше так не надо — чревато.

Еще одним страшным моментом был пустолед на Витиме… И в этот раз опять вмешалась Удача, иди буханка первой кто знает чем бы все кончилось… Но нам повезло, первым шел Упорный. Хотя тогда, глядя через лобовое стекло на задранную корму его вездехода, экипаж буханки, памятуя пройденный только что бездонный провал в колее, начал смутно догадываться как именно выглядит настоящий П%#$Ц.

Настоящий П#$%Ц!

Разведка местности отбросила последние сомнения, да это он — самый что ни на есть настоящий. Но и в этот раз Упорный показал нам, что даже из самых безвыходных ситуаций обязательно найдется лазейка, нужно только включить голову.

Опыт и навыки росли в геометрической прогрессии. Постоянные оттаивания барабанов, отбивание наледи с поворотных кулаков и мостов в местах работы отбойников, а так же в шарнирных соединениях тяг, прогревания двигателя с коробкой постепенно вошли в привычку и даже приносили некоторое умиротворение.

Жарка колодок методом открытого огня

Отсутствие тормозов и переднего моста вынуждало приспосабливаться, мозг с каждым торосом и накипью все лучше приспосабливался к использованию инерции автомобиля, заранее просчитывал траекторию движения и учитывал особенности марсианского рельефа. Кстати, о рельефе… периодически он давал такие пинки в рулевое колесо, что только наученная горьким опытом подкорка успевала спасти пальцы от фееричного полета веером по салону.

Так, в борьбе со сном, голодом и усталостью прошли остатки путешествия до самого Тунгокочена. Выбрались с Каренги на дорогу и остановились оправиться, осмотреться. Во время перекура более-менее подлатал тормоза (переднее правое пришлось полностью заглушить, рабочие тормозные цилиндры вышли из строя). Левое переднее, не смотря на подсекающий верхний тормозной цилиндр, решено было оставить. Довериться одним только задним тормозным, мне не улыбалось. Разбитая в конец кулиса хлябала немым укором, но ничего, доберусь до гаража — разберусь. Пора в путь! Трогаюсь — задняя! Не понял?! Какую не включи передачу — задняя! Оказалось — выскочили из зацепления рычаг выбора передачи и муфта переключения передач… Мой страх — коробка, которую только на картинках видел и то в сборе… Но Деду не смутить: «О! Это я знаю че такое, сливай масло и снимай крышку коробки».

Не «Вася»…

И честно говоря, это не УАЗ так делает… и даже не «Вася»… Это я так поменял кольца уплотнительные на валу переключения передач… Запихнув назад абы как горсть выпавших деталей… Пару часов, пару пилюль и коробка заработала в штатном режиме.

Дальше были головокружительные спуски и подъемы, тормоза, несмотря на мягко говоря, плохую работу все же работали и при этом не падали в обморок, не впадали в истерику. Снова началась борьба с голодом, сном и усталостью, но это уже совсем другая история…

По идее, здесь должен быть вывод, с кучей пунктов, но его не будет, ибо таких пунктов не счесть. Свои же главные выводы я сделал еще ТАМ.

Очень благодарен всем участникам экспедиции, но особенно — Олегу Михайловичу. Мог бы написать, что благодарен за поучительное, познавательное и бодрящее приключение, но не буду — это очевидно. Хочу поблагодарить за терпение, помощь и за то что открыли мне правильный УАЗ.

З.Ы.: Хотя все же один из выводов, самый очевидный, подкину читателю: Кто не обслужит свое авто в теплом гараже — обслужит его в «поле» под луной и при паяльной лампе… ЕСЛИ ОЧЕНЬ ПОВЕЗЕТ.

Поучительный Север: 2 комментария

  1. Возможно даже лучше, что развернулисъ там, а не где-нибудъ далъше. Всего за один денъ все могло закипетъ так, что у нас ресурсов не хватило бы чтобы вернутъся даже на одной машине.
    Ну, а у тебя получился адский курс по вождению и экстремалъному ремонту. Такой ни в одной песочнице не накатаешъ )))

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *