— Как мы сделали Тураю еще круче

Уже давно основным каналом связи в наших походах и экспедициях по глухим местам родины является спутниковый. Это удобно, относительно доступно и довольно надежно. Рулит, безусловно, Турая, однако и всякие Глобалстары с Иридиумами тоже встречаются.

На проекты походных радиолюбительских КВ-устройств, таких как Улейма и КВ-пейджер, мы пока смотрим скептически. Разработчики не предполагают их тестирование в наших широтах. К тому же в них не предусмотрена возможность выхода на телефонные сети. Теоретически, можно придумать шлюз, который будет адресно передавать сообщения между GSM и КВ, но пока таких решений мне не встречалось. А как быть с голосовыми вызовами — вообще вопрос открытый. Так что это как-нибудь потом.

Итак, Тураю мы начали использовать еще в те времена, когда это не было мейнстримом. Своих сим-карт Турая не имела, приходилось использовать обычные, с подключенным международным роумингом. Это накладывало определенные заморочки. Сотовый оператор мог запросто подключить кучу ненужных платных услуг, которые съедали баланс за пару-тройку месяцев. Цены на связь кусались, но это был, безусловно, прорыв.

Сейчас Турая продает свои сим-карты, ничего лишнего не подключает, техподдержка работает быстро и вообще команда ДжиТиЭнТи (российский представитель Тураи) отличные ребята. Чего, увы, не скажешь о современных аппаратах. Сначала мы использовали Thuraya XT. Он был офигенен, прочен, не тупил, с шикарной клавиатурой и быстрым интерфейсом. Но годы прошли и сейчас мы используем Thuraya XT Lite. Пластик попроще, резиновых вставок в корпусе больше нет, клавиатура стала другая. Батарейки старого и нового телефонов оказались невзаимозаменяемыми, хотя визуально очень похожи. Интерфейс стал задумчивым, несколько раз случались глюки с зависающей отправкой смс. Единственное что не поменялось — это формат отправки координат. Он по прежнему совершенно нечитаем и никакими настройками это не лечится.

Основной моделью использования Тураи в наших широтах (и долготах тоже) является обмен короткими сообщениями. Потому что так надежнее. Спутник висит сильно западнее, высота над горизонтом градусов 30. В таких условиях голосовое общение превращается в лотерею. А вот смс уходят практически всегда, даже в довольно сложных условиях, когда за плотным высоким лесом южного небосвода почти и не видно.

Обычно туристическая группа отправляет три-четыре сообщения в день. Одно утром с коротким планом на день, пару штук днем, и еще одно вечером. В последнем сообщении дня передаются координаты места ночевки, состояние коллектива, техники и снаряжения.

В первое время, перед экспедицией группа туристов определяла себе куратора из числа ответственных, а также составляла список людей, кому следует получать информацию от них. Куратор получал смски и добросовестно рассылал их по списку предоставленных номеров. Он же отправлял группе прогноз погоды. Если требовалось сообщить что-то личное, то оставшиеся на большой земле могли сами отправить смску на спутниковый номер, указав в начале послания кому оно адресовано.

Первым улучшением стала автоматизация рассылки. Мы просто принимали смску USB-модемом, разбирали, добавляли в начало сообщения название похода и рассылали по списку номеров. Надежность была невысока, но ни разу за все экспедиции эта система не подвела. Большим минусом была невозможность оперативно добавить или удалить получателя, так-как не был проработан хоть какой-нибудь веб-интерфейс, списки рассылки хранились прямо в коде. А еще в большой интернет сервер с модемом вообще не смотрел и что-то править можно было только при личном свидании.

Понимая негибкость и костыльность нашей системы, стали искать готовые решения на стороне. Нашли довольно быстро. У оператора МТС есть услуга SMS Pro, с помощью которой можно организовать нужный нам алгоритм. Функция называется Переадресацией сообщений. Работает как нам и нужно: сообщения от определенного номера отправляются адресатам из списка. Есть ограничения на число абонентов в пересылке, но это легко лечится. И еще сообщение пересылается слегка модернизированным. В него добавляется признак пересылки и номер отправителя. Сообщение приходит в таком виде: «FW 79541180000: Оригинальный текст сообщения».

Цена вопроса один рубль в день за сам факт работающей услуги, плюс стоимость пересланных смс.

Настройка пересылки начинается с подключения услуги SMS Pro. Сделать это из личного кабинета на сайте у меня не получилось. Так что воспользуемся старым добрым USSD запросом. Подключить — *111*2320# вызов, отключить — *111*2320*2# вызов. Ждем смс о подключении услуги, заходим в личный кабинет и щелкаем в настройки.

Страница настройки услуги открывается в новом окне. Щелкаем дальше.

Нажимаем Активировать и еще раз говорим «Да» во всплывающем окне.

И, наконец, попадаем куда нам нужно. Выбираем нужную логику работы, забиваем номер спутникового телефона (слева), и номера получателей (справа). Сохраняемся.

Если номеров для пересылки более 10, то просто создаем еще одну переадресацию с таким же условием, с тем же номером спутника, но с новыми номерами получателей.

В итоге все работает нормально и шустро. Особенности настройки переадресации сообщений таковы, что в уже созданную переадресацию добавить нового абонента нельзя. Как и удалить его из существующей переадресации. Тут вариант один — сносить всю переадресацию и прописывать заново. Такая вот багофича.

Вторым нашим изобретением стал сервис рассылки голосовых сообщений. Захотелось не просто слать из полей текстовые сообщения, но и сообщать что-нибудь забавное голосом. Это прикольно и более информативно.

Алгоритм простой — звоним со спутниковой трубы на мобильный номер с подключенной голосовой почтой, диктуем после сигнала свое сообщение и оно рассылается по электронной почте всем, кто изъявил желание таковые записки получать. Задача на самом деле состоит из двух независимых подсистем. Первая — это собственно прием голосового сообщения и пересылка его на один адрес электронной почты. Вторая — рассылка звукового файла по списку адресов.

Вторую задачу мы решили с помощью гуглопочты и встроенных в нее фильтров и правил обработки писем. Там довольно просто все, если поковыряться. Из основного важного — каждый адресат из списка рассылки должен подтвердить свое согласие на получение писем. Эра информированного согласия как-никак.

Первая же задача решена услугой Голосовая почта от того же сотового оператора. В расширенной версии услуги есть возможность пересылки голосового сообщения на электронную почту. Поэтому просто подключаем услугу, прописываем адрес, не забываем про всякие прочие настройки (они указаны на сайте, не ленитесь читать мануалы) и все. Денег стоит невеликих.

Уже после того, как мы настроили у себя голосовые записки из космоса, обнаружилось, что это очень удобный вариант для передачи информации на большую аудиторию с телефонов системы Глобалстар. Ни один аппарат этого стандарта не умеет отправлять смс. А тут вот можно записки наговаривать, шикарно же!

Полезные ссылки:
www.gtnt.ru
www.mts.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *