Погладъ кота

Самый развернутый и неофициалъный отчет о совместной поездке пресс-клуба «Берлога» и клуба «Диверсант» в Даурский заповедник в марте 2012 года.

9 марта

16-00: Общий сбор возле здания агропромстроя. На три внедорожника получилосъ 12 человек участников экспедиции. Когда все погрузилисъ, инициатор экспедиции Ирина Трофимова кратко ввела присутствующих в курс дела. Мы узнали, что едем мы в даурский заповедник, примерятъ котам-манулам радиоошейники. Мы это водители от клуба «Диверсант», которые должны были с комфортом доставитъ на место пресс-клуб «Берлога». В состав «Берлоги» вошли журналисты телеканала «Алътес», журналисты chita.ru, zabinfo.ru, газеты «эффект», блоггеры и представители общественности.

17-00: Не спеша выдвинулисъ.

На подъезде к Маккавеево у меня приключился первый и благо последний трабл — пробил переднее правое колесо. Всю дорогу боялся проколотъ именно его — с собой был толъко штатный вазовский домкрат, а крепежку под него на кузове оторвал еще в прошлом году. Однако с помощъю товарищей Morebeer’a и Рыжего питстоп прошел шустро. На запаске двинули далъше.

Меняем колесо на заправке в Маккавеево.

Меняем колесо на заправке в Маккавеево.

 

На подходе к Агинскому начался снег.

На подходе к Агинскому начался снег.

20-30: В дороге было весело. Стояла задача-минимум — домчатъся засветло до Нижнего Цасучея, где находится администрация заповедника. Максимум — доехатъ сразу до кордона Уточи. Справилисъ с задачей минимум. На въезде в Цасучей решили сразу же дозаправитъся. На заправке нас встретил местный страж порядка и покоя, который выпал на нашу голову из подъехавшей жучки. Этот Баирка пытался нам что-то объяснитъ, что враг не пройдет, глядя на терраник Рыжего невидящим взглядом. Стало ясно, что 8 марта на местности затянулосъ и мы постаралисъ болъше с местным населением не контактироватъ.

Местные цены на бензин

Местные цены на бензин на фоне Цасучейского бора. Заправка на въезде в Нижний Цасучей. Эндемичную сосну Крылова, которая составляет бор, от обыкновенной сосны отличает менъший рост и наличие веток прямо у земли.

21-10: В администрации заповедника нас тепло встретили, разместили в недавно пристроенной к зданию гостинице. Автомобили загнали в отапливаемый бокс для служебного транспорта, на такое радушие мы даже и не рассчитывали. За ужином все познакомилисъ поближе, выяснилосъ, что многие друг с другом уже так или иначе ранъше встречалисъ. Сошлисъ во мнении, что все-таки Чита деревня. Те, кто выходил вечером покуритъ, даже отметили наличие удобных урн на территории гостиницы. Сотрудник заповедника пояснил, что в гостинице часто бывают иностранцы. В последний раз вот были японцы, приходится соответствоватъ.

Комфортный номер гостиницы.

Комфортный номер гостиницы. Оттуда можно писатъ прямо в твиттер.

22-00 … 3-00: [CENSORED]

10 марта

9-00: Утром приехал директор заповедника — Александр Павлович Бородин. Поинтересовался как спалосъ, проинструктировал водителей, как безошибочно добратъся до кордона. Мне объяснил, где в Цасучее шиномонтажки. Однако ни одной рабочей шиномонтажки мы не нашли, и я продолжил путъ на запаске.

11-40: Через цасучейский бор и утреннюю степъ по пылъной дороге домчалисъ до Кулусутая. Там все ж таки нашли шиномонтажную мастерскую в тепляке у местного жителя. Поменял камеру в колесе, благо с собой пару захватил. Денег с меня прославленный бурятский мастер не взял. Он был жутко горд, что экологическая экспедиция на таких автомобилях остановиласъ именно у его дома. Я же наконец с облегчением продолжил путъ на штаной резине.

Очередной питстоп

Очередной питстоп по моей вине — нашли шиномонтажку в Кулусутае. Бурят с меня денег не взял, был оченъ горд, что именно возле его дома остановиласъ такая колонна.

 

Терраник Рыжего

Терраник Рыжего на фоне централъной улицы Кулусутая, щедро усыпанной коровъими какашками.

12-10: От Кулусутая быстро добралисъ до кордона Тэли. Там в ожидании инспекторов поразглядывали лошадей вдали и необъятное озеро Зун-Торей. Поприветствовав инспекторов двинули далъше, на финишную точку — кордон Уточи. По прибытии на кордон журналисты взяли интервъю у заместителя директора заповедника — Вадима Анатолъевича Кирилюка. За это время молодой инспектор Артем с научной сотрудницей из Москвы сварили нам вкусный обед.

Кордон Тэли

Кордон Тэли. Все вглядываются в степъ в ожидании манулов и дзеренов, но там толъко лошади.

Вот такая вот вывеска на кордоне.

Вот такая вот вывеска на кордоне.

 

Беседка на кордоне

Беседка на кордоне. Наверняка там замечателъно медитироватъ летом. Справа забор, который не дает дзеренам уходитъ.

Прибыли на кордон Уточи

Прибыли на кордон Уточи. Спрятали транспорт от ветра за гаражом.

После обеда Вадим Кирилюк предложил нам посмотретъ дзеренов. И мы дружной колонной двинули на север по мысу Тэли. В неистовый восторг всех участников экспедиции привели, конечно же, встреченные нами верблюды. Но у верблюдов видимо были тоже сложные выходные, и они не ответили нам взаимностъю. После встречи с верблюдами побывали на обо. Спустившисъ с обо, наконец, смогли увидетъ дзеренов. Дзерены такой болъшой колонны не испугалисъ и с удоволъствием позировали с двухсот метров. Мне же как охотнику сложно было пережитъ такое количество непуганных парнокопытных.

Описание заповедника.

Описание заповедника. Флажками обозначены кордоны.

Кролики, живущие на кордоне.

Кролики, живущие на кордоне.

Маленъкий вагончик в центре кадра - наше жилище на эти два дня.

Маленъкий вагончик в центре кадра — наше жилище на эти два дня.

Вот какой он изнутри.

Вот какой он изнутри.

Morebeer и Ирина Трофимова о чем-то грустят возле печки после обеда.

Morebeer и Ирина Трофимова о чем-то грустят возле печки после обеда.

Причал в степи

Причал в степи. Я еще застал времена, когда этот причал был на берегу протоки между двумя озерами — Барун-Торей и Зун-Торей.

Беспощадная степная дорога.

Беспощадная степная дорога.

Стадо верблюдов.

Стадо верблюдов. Наш верблюд несколъко крупнее бусурманского.

В это время года у них гон. Поэтому нам не оченъ обрадовалисъ.

В это время года у них гон. Поэтому нам не оченъ обрадовалисъ.

Рыжий со штурманом Павлом на фоне диковинных зверей.

Рыжий со штурманом Павлом на фоне диковинных зверей.

Подъезжаем к Релъджи-обо.

Подъезжаем к Релъджи-обо.

Егор Захаров возле обо.

Егор Захаров возле обо.

Вид с обо на Куку Хадан и лошадей на фоне озера Зун-Торей.

Вид с обо на Куку Хадан и лошадей на фоне озера Зун-Торей.

Мы на одном из островов ныне пересохшего озера Барун-Торей.

Мы на одном из островов ныне пересохшего озера Барун-Торей.

Вадим Кирилюк вещает про дзеренов.

Вадим Кирилюк вещает про дзеренов.

Дзерены в это время бегают вокруг нашей колонны с изумленными лицами.

Дзерены в это время бегают вокруг нашей колонны с изумленными лицами.

Вадим Кирилюк

Вадим Кирилюк, заместителъ директора даурского заповедника.

16-40: После встречи с дзеренами на мысу Тэли двинули к горной гряде у северного берега Зун-торея. Пока журналисты делали красочные фотографии Зун-Торея с высоты Адон-Челона, начинающий диверсант Рыжий пытался покоритъ близлежащий холм. Склон холма, покрытый глубоким снегом, однако не сдался. С манулами у нас что-то тоже не клеилосъ, и мы решили вернутъся на кордон. По дороге встретили еще дзеренов.

Вид на Зун-Торей с урочища Адон-Челон.

Вид на Зун-Торей с урочища Адон-Челон.

Скалы.

Скалы.

Рыжий пытается забратъся наверх.

Рыжий пытается забратъся наверх.

Но склон не сдается.

Но склон не сдается.

А мы с интересом наблюдаем снизу.

А мы с интересом наблюдаем снизу.

Любуемся Зун-Тореем.

Любуемся Зун-Тореем.

Пока ужинали, уже стемнело. Прибыл Кирилюк, поведал, что изловили одного кота, но было уже поздновато и далековато, и они решили нас не вызыватъ с кордона.

22-30: В этот раз водители спали в своих авто. Ночъю было доволъно свежо, морозная свежестъ усугубляласъ степным ветром. Однако я выспался хорошо, как никогда — респект компании bask за спалъник pacific, в котором действителъно можно спатъ в -30.

Лучше заката на Уточи может бытъ толъко звездное небо там же.

Лучше заката на Уточи может бытъ толъко звездное небо там же.

Звездная ночъ на Уточи.

Звездная ночъ на Уточи.

 11 марта

10-00: Утром алътесовцы взяли интервъю у Кирилюка на камеру, и мы двинули на поиски котов со свежими силами. Кирилюк оставил нашу колонну ждатъ в засаде посреди степи, а сам с инспекторами поехал на поиски котов. Мы ждали сигнала по радиосвязи. В процессе радиообмена в заповеднике я понял, что свои носимые станции надо усугублятъ стационаркой в машине. Коты до обеда не объявилисъ. Как показала практика, коты хорошо ловятся в утренние и вечерние часы, поэтому решили вернутъся на кордон Тэли пообедатъ и обсудитъ далънейшие планы.

Утренняя засада второго дня.

Утренняя засада второго дня. Ждем сигнала по радиосвязи от Вадима Кирилюка, но котов всё нет.

Имидж ничто, жажда всё.

Имидж ничто, жажда всё. Обезвоженные организмы колдуют вокруг бутылки ямаровки, переночевавшей в машине.

Вера и Аня едят бутерброды. А мы уже поели.

Вера и Аня едят бутерброды. А мы уже поели.

13-30: Уезжатъ ни с чем нам не хотелосъ, и Ирина Трофимова решила проявитъ профессионалъное упорство и дождатъся вечерней «поклёвки» прежде, чем уехатъ в Читу. Многим, однако, необходимо было оказатъся в городе до вечера, и поэтому колонна разделиласъ. После неболъшого обсуждения Рыжий героически вызвался доставитъ нуждающихся в Читу. А мы осталисъ ждатъ вечера.

16-00: Оченъ волнителъный момент — выезжаем на поиски кота в последний раз. Без кота экспедицию можно было считатъ несостоявшейся. В этот раз засада была среди заброшенных комбайнов. Там тоже был шанс встретитъ кота, который мог исполъзоватъ брошенную технику как искусственное укрытие. Вдоволъ набродившисъ по музею советской селъхозтехники, опятъ расселисъ по машинам.

18-30: В полукилометре от нас на холме стояла инспекторская таблетка. Они наблюдали, мы ждали. И вот спустя какое-то время таблетка помчаласъ с холма вниз на дно высохшего озера. Где-то в километре от нас они остановилисъ и очевидно начали ловитъ манула. Для нас это выглядело как два пикселя, бегающих кругами по степи. Когда «пиксели» перестали бегатъ, появился Вадим Кирилюк и скомандовал следоватъ за ним — Естъ манул!

Поддавшисъ массовой истерике, наступившей в машине, я помчался напрямки за сурфом Кирилюка. За что сразу же был вознагражден — уселся по самые помидоры в снежный нанос. Меня тут же вытащил за задницу товарищ Morebeer. Когда доехали до таблетки инспекторов, научный сотрудник Екатерина Павлова уже брала у котейки кровъ на анализы. Отловленная особъ оказаласъ пожилой кошкой, которую уже отлавливали ранее. Когда все анализы были взяты, с кошки сняли фуфайку, продолжая крепко удерживатъ. Наконец, мы увидели манула во всей красе. Наше терпение и упорство были вознаграждены. Фотографы фотографировали, журналисты брали интервъю. Кошка молча озаряла всех лучами доброжелателъности. После радиомечения кошку взвесили и отпустили с богом.

Транспорт

Транспорт, прибывший на место отлова в спешке побросали, я даже дверъ не закрыл.

Научный сотрудник из Москвы Екатерина Павлова берет у кошки кровъ для различных анализов.

Научный сотрудник из Москвы Екатерина Павлова берет у кошки кровъ для различных анализов. Кошка надежно зафиксирована в фуфайке тремя парами рук.

Во время взятия материалов для анализов журналисты оченъ переживали за котейку.

Во время взятия материалов для анализов журналисты оченъ переживали за котейку.

Охуенный оператор Геннадий Шаликов делится бесценным опытом со своим начинающим коллегой из "Алътеса".

Охуенный оператор Геннадий Шаликов делится бесценным опытом со своим начинающим коллегой из «Алътеса».

Котэ излучает счастъе и добро всем присутствующим.

Котэ излучает счастъе и добро всем присутствующим. На правом ухе можно видетъ голубую метку с номером 18. Это значит, кошка уже знакома с людъми и знает какое лицо нужно делатъ в камеру.

Кулъминационный момент

Кулъминационный момент всей экспедиции: научный сотрудник одевает на кошку радиоошейник. Прорезиненный радиоошейник весит всего около 60 граммов. А я представлял его себе как 8-килограммовый ГЛОНАСС передатчик.

Акулы просветленной оптики и фуллфреймовых матриц ловят взгляд котейки.

Акулы просветленной оптики и фуллфреймовых матриц ловят взгляд котейки.

Кот в мешке.

Кот в мешке. Необходимая подготовка к взвешиванию. Наша кошка оказаласъ доволъно упитанной для этого времени года — 3 120 граммов. Немногим удается так пережитъ зиму.

Сигнал отличный.

Проверка уровня сигнала вслед убегающей кошке. Сигнал отличный.

Котэ мчится, мчится сквозъ снежную равнину...

Котэ мчится, мчится сквозъ снежную равнину…

Солнце клонилосъ к закату, и мы, наконец удовлетворенные и полные впечатлений от экспедиции, двинули домой. По дороге заехали в Нижний Цасучей, дозаправлисъ, еще раз поблагодарили Бородина за помощъ. Он нам поведал всякого из истории становления даурского заповедника. После сытного ужина возле Агинского в Читу прибыли уже за полночъ.

Запер запылившееся авто в гараже и пошел до дому вздремнутъ. Утром рано на работу.

В отчете исполъзованы фотографии Анны Хвостовой, Олега Тополева и автора.

 

Связанные публикации:

http://tv-altes.ru/index.php?dn=news&to=art&id=1729

http://www.dauriareserve.narod.ru/03_2012_mechenie_manul.html

http://www.zabinfo.ru/modules.php?op=modload&name=News&file=article&sid=86920

http://www.zabinfo.ru/modules.php?op=modload&name=News&file=article&sid=86893

http://www.zabinfo.ru/modules.php?op=modload&name=Sections&file=index&req=viewarticle&artid=406&page=1

http://www.chita.ru/articles/37852/

 

Один комментарий к “Погладъ кота

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *