Доверяй, но со схемой проверяй

Предыстория

Корнями эта история уходит в тот день, когда у меня в руках, при сборке двигателя после капремонта, в труху начала рассыпаться «коса» проводов электронного блока управления (далее ЭБУ) двигателем. Двигатель у меня, относительно, простенький и хороший — УМЗ 4213 (Евро 2), контроллер — «МИКАС-7.2».

mikas

Такие вот мозги, кстати говоря менянные, ибо УАЗе мой 2007 г.в.

Так вот, рассыпающийся в труху жгут проводов не оставил мне выбора, и пришлось купить новый. Подключение датчиков и форсунок проблем не составило, все было подключено точно так же, как и до разборки двигателя,  в помощь была куча фоток сделанная во время демонтажа старой «косы» (благодаря отвратительнейшей памяти развился скилл по пошаговому фотографированию разборок любых девайсов). Подтверждением же правильной сборки и подключения был запуск двигателя с первого раза. И вот, спустя 2500 км…

А чо гоняешь то на трех цилиндрах?

Притопал ко мне как то один комрад и говорит: «Андрюх, помоги двиг с волги достать, да мотористу увезти. Я уж договорился, а транспорта нету». И вот, одним солнечным утречком поехали мы на моем УАЗке за сердечком волговским. Суть да дело, пока достали, туда — сюда, вечером повезли. Подъезжаем к вотчине моториста, глядим — вышел встречать. Машину только заглушил, не успел еще поздороваться, как Андрей (моторист) сходу спросил: «А чо гоняешь то на трех цилиндрах?». О_о?! Мастер заставил выкрутить все свечи (по свече 2-го цилиндра было понятно, что именно он не работал), и последовать за ним в его «лабораторию». Ну вот, думал я следуя за мотористом, купил задорого говеные свечи. Но прибор для проверки искровых свечей зажигания показал, что все свечи идеально работают, при любом давлении… «Ну значит провод, иди меняй и пробуй» — сказал Андрей и с этими словами выдал мне другой, для проверки . Эффекта это тоже не возымело… «Тогда это форсунка, удачи тебе» — с таким вот пожеланием я и покатил домой, точнее в гараж.

 

Я сделалЪ…

Не бойся открутить лишнего, ибо даже ошибившись — познаешь

новое. Ну, или хотя бы еще раз смажешь. Semiurg ©

Незамедлительно была куплена новая форсунка. И в ближайшую же субботу я отправился в гараж. Демонтировав рампу стало сразу видно, что форсунка второго цилиндра не работала, распылитель ее был ужасно грязный. НО! Заменив форсунку и собрав двигатель я получил все тот же эффект «троения»…Вторая мысль пришедшая в голову: «зато теперь форсунка запасна есть». Мысли о неработающей катушке роились в голове, не смотря ни на какие доводы. Уж если бы катушка делала мне голову, то отказывало бы два цилиндра. Решил все же перекинуть провода с катушек и проверить, но нет, по прежнему молчал 2-й цилиндр. Все свечи выкрутишь — пахнут бензином, со второго цилиндра — нет…Ясно, нет подачи топлива. Почесав репу, решено было проверить провода идущие от форсунки на их целостность. Схемы нету…а чо там, мультиметр в режим «пищалка» и вперед. Оба контакта от форсуночной «фишки» исправно звонились, через всю косу, до самого ЭБУ. Замерил напряжение на форсуночной «фишке» — 0! Потестил то же самое, но на форсунке третьего цилиндра — почти 12 вольт! Вотано! Значит мозги…открутив комп, и закинув его в рюкзак, уныло побрел домой…

ЭБУ торжественно вручил SpyON’у, надежда оставалась только на него. Но ни внешний осмотр потрохов компа, ни «прозвонка схемы», с пляской под бубен и обкуривание можжевельником, тайны не раскрыли, но (вроде бы) к решению проблемы приблизили. Нарисовались два варианта:

1. Выход из строя микросхемы TLE 6220 GP, отвечающей за раздачу пенделей форсункам;

2. Выход из строя самого контроллера, что автоматически влекло за собой покупку новенького ЭБУ, за туеву хучу килорублей.

В родном городе-герое Чите данной микросхемы обнаружить не удалось, интеренет же пропрочил потерю 0,7 килорублей и двухнедельное ожидание …Ну 0,7 не 12, подумал я и подал заявку в один из интерент магазинов. Вечером, от нечего делать, потыкал снятую форсунку «кроной», та так звонко отозвалась работающим клапаном, что я аж подскочил в кресле. Этим же вечером, удалось познакомиться с Олегом Михайловичем (безумно известный в узких кругах человек, с говорящим прозвищем/ником/образом жизни «Упорный») и даже взять автограф ^_^. Так вот, за чаепитием зашел разговор о двигателях и я поделился своей проблемой, посетовал на комп. Олег Михайлович не моргнув глазов предложил для теста свой ЭБУ, благо мозги у двигателей одинаковые. И вот, в ночную пору, с очумелыми глазами и в предвкушении развязки мы со SpyON’ом несемся во гаражища, сходу подрубаем комп и…ТРОИТ! Мерим напряжение на форсунку — 0! О_о wtf?! И тут доходит! Начинаем звонить провода — не совпадают со схемой! Емое! Вотано! При сборке жгута на заводе перепутали провода, зацепили не на те клеммы! Довольные, что распутали запутанное, мчимся к Упорному возвращать ЭБУ и сыпать благодарностями. Довольный лег спать, но что то в подсознаний не давало мне покоя…Разгадка пришла во сне! Уже проснувшись утром я точно знал где ошибся и в чем, рядом с проводом на вторую форсунку идет провод на датчик детонации (далее ДД), интернет открыл мне схему к МИКАС-7.2 под 4213 Евро-2, с обозначение цветов проводов. Захватив схемку я помчался в гараж.

ESUD

Схема СУД УМЗ-4213 (евро 2), МИКАС 7.2

kon

Распиновка на «косу»

Да! Нашел! Я повторил ошибку предыдущего хозяина, тупо повторив расположение клемм, об этом говорили цвета проводов. Контакты на форсунку и датчик детонации были перепутаны. Сняв клему с ДД, на запущеном двигателе, померил напряжение — 12 вольт! Вотано! Ха! Я у мамы Шерлок Холмс! Все элементарно, а чуть было не купил ЭБУ! Защелкиваю клеммы согласно штатному расписанию, завожу двигатель и…ТРОИТ! Искра есть, но свеча, по прежнему, не пахнет бензином!

о_о?! O_o?! о_О?! О_О?! WTF?! >_<!!!

Вскрытие показало, что пациент

умер от вскрытия… Народный фольклор ©

Одним прекрасным рабочим, солнечно-теплым, днем в мой мозг вкралась мыслишка, принесшая с собой зерно сомнения…относительно качества купленой мною форсунки…и тем же теплым вечером, захватив с собою «крону», я двинулся в гараж. На подачу питания к контактам второй форсунки та отозвалась тишиной, в то же время форсунки первого и третьего цилиндра на подобную же операцию отозвались бодрым щелканьем работающих клапанов…BEEP! Выходит, что болячку изначально можно было вылечить просто поменяв местами фишки зацепленные на ДД и форсунку второго цилиндра…

90

Каков шанс попасть на прилавок неработающей форсунке? В отношение запчастей и агрегатов для отечественных авто это риторический вопрос.

Спасибо Люди!

Когда-то давно люди делали Вещи… И Вещи тогда были красивыми, крепкими, удобными, и служили долго… Потом люди стали делать Дела…Вещи в эту пору стали уже не так хороши… А потом люди стали делать Деньги…Поэтому постепенно в мире становилось все меньше Вещей и все больше пластикового одноразового говна… Те, кто умел делать Вещи все уже умерли от старости, их дети, умевшие делать Дело уже на пенсии, а их внуки уже умеют делать только Деньги…

Semiurg ©

Если думаете что понятие «одноразовое пластиковое говно» относится исключительно к пластиковым бендиксам, то вы сильно ошибаетесь.

Знаете что меня удивило и навеяло вселенскую скорбь? Нет, это не сломаный сливной кран с блока цилиндров, сделанный из редчайшего сплава фольги и картона. И даже не СУПЕРПУПЕР ПЕКАРОВСКИЙ ОРИГИНАЛЬНЫЙ термостат, оживший только посреди тайги и только после удара черенком лопаты. И уж совсем не мертвая форсунка, купленная и поставленая мной в двигатель. В нашу эпоху «одноразовое пластиковое говно» это далеко не невидаль и вот по этому поводу — скорбь… Дивом был генератор, неизвестно когда, кем и при каких условиях установленный на мою машину… Долго я стоял и смотрел на него, бережно держа в руках. И так меня тронуло, за душу прям, даже помню как время замерло, как осеннее солнце стало светить ярче и греть сильнее, как повисли пылинки в воздухе… Для полноты картины не хватало мужской скупой слезы, упавшей и скатившейся по генератору… Потемневший, от времени и нещадной эксплуатации корпус гордо нес на себе остатки заводского номера, и едва различимый год выпуска — 1987… Все, что возможно было сделать с этим генератором это его тщательно почистить снаружи, оттереть культурные слои из пыли и грязи. Разобрать его было уже невозможно. Спасибо Вам, Люди! (да, именно так — с большой буквы!). Люди собравшие, на совесть и с душой, качественное устройство. Я горжусь Вами и Вещъю, созданной Вашими заботливыми и умелыми руками!

Эпилог

Закончилась вся эта история одним субботничным утром, банальной заменой новенькой, но неработающей, форсунки на старую, родную и исправную. Проверил по схеме все контакты, цвета проводов и датчики. Поворот ключа в замке зажигания и…

0_b46ab_d35d12ad_M

Впервые я услышал звук работы 4-х цилиндров родного УАЗки. На всякий случай сдернул провод со свечи зажигания второго цилиндра — обороты упали ^_^, значит все в порядке. Из выхлопной трубы валил сизый дым, маслица поднакопилось в цилиндре за 2,5 тысячи километров, который через пару минут исчез.

З.Ы.: Пока прогревался двигатель, я стоял в клубах сизого дыма и вертел в руках купленную в магазине красивенько-чистенькую, но дохлую форсунку…И тут в голове возникла шальная мыслишка, за которой последовал неслабый удар этой  форсункой о воротину гаража. После чего, она была проверена на работоспособность, при помощи все той же кроны…на подачу питания клапан форсунки отозвался бодрым клацаньем…(>_<)…wtf?!

fallout-728x410

Это УАЗ, детка!

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *