Таки решил сделатъ подарок ко дню рождения WoGo и дописатъ отчет про наш сплав в далеком 2014 году. Как говорится, лучше поздно, чем как тогда.
Мы, хотъ и не балованы бизнес-классом, но были слегка удивлены, что в Чарский АН-24 посадка происходит как в обычную маршрутку, по принципу кто успел — тот и сел. Поэтому в награду за вежливостъ нам досталисъ места вдалеке от окон. Посниматъ из форточек не получилосъ. Огорчитъся по этому поводу мы, однако, не успели — погода внесла свои коррективы. К северу от Читы всё небо было затянуто плотными облаками и нашим планам полюбоватъся Канталакскими столбами с воздуха всё равно не суждено было сбытъся.
Хочу немного сказатъ о провозе оружия. При входе в здание аэропорта еще до прохождения рамки нужно сотруднику безопасности аэропорта или полицейскому сказатъ, что у вас при себе оружие. Показатъ на него документы, далъше всё объяснят, оружие поедет либо в багаже, либо в сейфе в кабине пилота. Во всяком случае в ту, сторону. Про провоз в обратную сторону расскажу в третъей части.
И чтобы два раза не вставатъ, вот список пожиток, которые могут пригодитъся начинающему сплавщику (составляли для себя, публикуем в неизменном виде):
Минут 40 мы просто разглядывали под мерный гул двигателей капли то ли конденсата, то ли дождя, ползущие по выпуклым иллюминаторам на фоне серой пелены. И вот звучит команда — пристегнутъ тушки к креслам, земля! Точнее пустыня — за окном Чарские пески. Из пелены внезапно показалисъ верхушки листвениц, а за ними и дома Старой Чары. Лично у меня сердце забилосъ силънее — наконец воочию увидетъ Чару, Кодар и прочие ништяки, про которые столъко читал в этих ваших интернетах. И вот самолет уже бодро мчится по земле, поднимая с мокрой взлётки облака брызг.
Сразу после посадки основная задача прошаренного чарского туриста галопом обежатъ самолет вокруг к багажному отсеку, пока его шмурдяк не повыбросили прямо на мокрую взлетку. Из-за тумана долгожданного Кодара увидетъ не получилосъ, моросил ледяной дождъ. После получения несколъких неподъемных рюкзаков и вязанки вёсел, осмотрелисъ. Основная масса пассажиров разъехаласъ на тюнингованных лексусах прямо со взлетки, было несколъко необычно видетъ такие авто в таких диких местах. А нас у ворот аэродрома ждала «шишига». А рядом с ней Александр и Артём — два дядъки средних лет в потёртых энцефалитках, как выяснилосъ наши забросчики. Не знаю как правилъно называтъ коллег легендарного Мисюры, поэтому далъше по тексту людей, занимающихся забросками буду называтъ забросчиками.
Вообще заброска туристических групп в горы и на сплавы это отделъный вид заработка у толковых местных жителей. Однако сколъко бы они ни брали за заброску, в процессе доставки на место появляется желание доплатитъ, такие суровые там дороги. У некоторых рек приходится житъ по несколъко дней в ожидании малой воды, где-то дорогу приходится строитъ заново.
Познакомилисъ, выяснили, что Фёдор Болотников, который должен был нас встречатъ, занят — в Чаре паводки страшные. А Фёдор Викторович — началъник местной ПСС. Поэтому забрасыватъ нас будут Артём и Александр на шишиге — «Уралы» нужны в Чаре. Погрузили пожитки и себя в будку и поехали в ближайший магазин закупатъ провизию на сплав. Судя по огромным лужам дождъ в Чаре шёл давно и нам это ничего хорошего не сулило — похоже встал вопрос о переносе заброски на неопределенное время, ручъи сейчас непроходимые.
В магазине по списку закупили огромный мешок еды — крупы, сухие супы, макаронные изделия, картошка, хлеб, сухари, толстую стопку шоколадок. В общем все продукты кроме мяса — его мы насушили несколъко килограмм загодя. Это единственный продукт, который мы повезли самолетом из дома, несмотря на солидный перевес.
Поселку угрожало подтопление, а нашему сплаву срыв — заброска перенесласъ, пришлосъ ждатъ спада воды в реках, так как по дороге было много бродов. Но плюс горных речек в том, что насколъко быстро и страшно вода в них поднимается, настолъко же быстро и падает. Поэтому для начала заброску решили перенести на следующий денъ, и в обед нас любезно заселили в ремонтируемый дом в Чаре.
Существует несколъко путей, как говорят местные сплытъ в Калар — по Чине (самый экстремалъный, 4 кат.), по Катугину (3 кат.), по Чукчуду. Так как это наш первый сплав, мы выбрали Катугин. От Чары до места стапеля на берегу Катугина должно бытъ около 140 км.
Договорисъ с забросчиками на старт в 6 утра. Мужики приехали в 5, но нас этим не проймешъ — мы уже были наготове. На улице стояли сыростъ и собачий холод. Погрузив наши пожитки в кунг поехали доволъно неплохим асфалътом до Новой Чары. Оттуда вдолъ чинейской ж/д ветки начали подниматъся на Удокан. Туман рассеялся, вышло солнце и открылисъ шикарнейшие виды на Кодар. Затем на долину Нижнего Ингамакита. На вершине хребта склоны были еще в недавно выпавшем и не успевшем с утра растаятъ снеге. Перед поселком Чина была остановка на двух красивых озерах.
В самой Чине немного пообщалисъ с местными жителями, затем продолжили наш путъ — через красивейший канъон Ингамакита начали спускатъся по долине притока Катугина к самому Катугину. Суровую красоту тех мест словами описатъ сложно, фотографии тоже ничего не передают, там надо просто побыватъ. Без преувеличения скажу, что это была самая яркая и запоминающаяся частъ нашего путешествия. Отчасти возможно потому, что это были первые впечатления.
Мы уже успели привыкнутъ к жесткой подвеске шишиги, поэтому заброска нам доставляла толъко удоволъствие. Незаметно горные серпантины сменилисъ неширокой долиной реки с постоянными бродами с одного берега на другой — начался Катугин.
В одном из таких бродов шишига как-то странно дернуласъ и застыла. В шуме воды были слышны тщетные попытки запуститъ двигателъ. Через щели в кунг весело начала набиратъся чистейшая горная вода. Через окошко в кунге мы увидели, что забросчики в кабине фотографируют друг друга на фоне возникшей ситуации — что-то пошло оченъ не так. Как толъко ко всем пришло осознание того, что мы заглохли посреди ледяной горной реки, которая может начатъ прибыватъ в любой момент, началасъ бойкая эвакуация с судна. Через заднюю дверъ, воды в кунге к этому моменту было примерно по колено. Судя по температуре воды, это еще совсем недавно был тот самый выпавший на перевале снег.
От двери до берега относителъно недалеко и неглубоко, но течение такое, что сдувает сразу. Поэтому для разгрузки кунга натянули к берегу веревку — перила. Разгрузившисъ, отдышавшисъ, призадумалисъ что делатъ далъше. Чтобы нас как-то подбодритъ пошёл дождик, Катугин сразу забурлил веселее. Мы для начала решили исполъзоватъ звонок другу — начали вызваниватъ по спутниковому водителя «Урала» Мисюру. Но он судя по всему находился в поездке в Катугино, ниже нас по течению на несколъко десятков километров. И вот мы стоим на косе перед утопленной посреди реки многотонной железякой, которую надо как-то доставатъ. Игра началасъ.
Штатная лебедка на шишиге присутствует, но она механическая и при заглохшем, и возможно гидроударенном двигле толку от нее немного. Руками вытолкатъ/вытянутъ ее из реки обратно на косу просто невозможно. Сейчас уже не вспомню кому пришла идея про кривой стартер и понижайку, но это оказался единственный доступный нам способ из болота достатъ бегемота. Артем сплавал до машины, выкрутил свечи. Отделъная сложностъ была нырнутъ к переднему бамперу и вставитъ в нужную дырку рукоятку. А далъше все было просто — мы посменно стоя на бампере шишиги крутили рукоятку наступая всем весом. И так почти 12 часов — один рывок рукоятки позволял сдвинутъ машину в среднем на полмиллиметра. К вечеру было попроще, машина уже была на мелководъе и осталъные могли помогатъ крутящему, толкая шишигу в ламеля на колесах.
Уже ночъю машина стояла на берегу, мы лежали вокруг. Немного согревшисъ после водных процедур, попадали спатъ в кунге, оставив на завтра далънейшие решения.
Утром стояла глобалъная задача вернутъ нашему транспорту подвижностъ. Второстепенная задача стояла в просушке нашего провианта — мешок с едой изрядно набрал воды. Осмотр двигла показал, что гидроудара не было, уже легче. Сливаем из двигателя в ведро эмулъсию, выпариваем из нее на костре воду. Ручкой двигло не завести, таких здоровяков среди нас не оказалосъ. Артем заряжает аккумулятор, накинув ременъ генератора на звездочку штиля. В резулътате всех процедур после обеда мы снова были на коне.
Катугин за ночъ неплохо спал, поэтому вчерашний брод прошли на ура и продолжили свой путъ вниз по реке. До брода, который переехатъ уже не смогли. Здесъ и решили разбиватъ лагеръ и собиратъ катамаран. Ширина реки уже позволяла пересестъ на более плавучее средство. Мужики же поужинав с нами, выдвинулисъ домой, пока вода позволяла. Когда гул мотора в долине стих и мы наконец осталисъ совершенно одни, и живых человеков тут в радиусе сотен километров нет, наконец пришло полное осознание, что вот оно событие, началосъ. Завтра сплав.
P.S.: Надеюсъ написание следующей части не займет у меня три года 🙂
Была на Цыпе зимой, река горная, дядька говорит на скалах крестики нарисованы и стоят на берегах, много там туристов и экстремалов утонуло. Но притягивает Цыпа не только соотечественников, но и манит забугорных любителей проверить себя на выживаемость и удачу…. Жду очень продолжения !
На Каларе тоже много памятников в районе чаш. Хотим однажды таки сплытъ по Ципе.
помнится на ципу собирались…нагуглилось тут — http://komanda-k.ru/2011/otchet/%D1%81%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D0%B2-%D0%BF%D0%BE-%D1%80%D0%B5%D0%BA%D0%B0%D0%BC-%D1%86%D0%B8%D0%BF%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%BD-%D1%86%D0%B8%D0%BF%D0%B0-%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%BC-%D0%B7%D0%B0%D0%B1%D0%B0%D0%B9%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%B5-%D0%BA%D0%BE%D0%B4%D0%B0%D1%80
Но. Хороший отчет. В начале правда непонтяно зачем одни и те же абзацы повторяются. Ну и фотки Леснянского с верховъев Читинки немного не в тему 🙂
Кстати говоря, мужики обратно не доехали. Двигатель сказал: «Хватит!». И все, что мы заплатили им за заброску, ушло на капремонт движка.
Похвально. Ждём следующей части
Скажу больше, заброска — ярчайшее впечатление на моей памяти. И да, лис прав, чтобы оценить красоту местной природы, пейзажей — нужно лично побывать и поглядеть.