Пролог
У каждого мужика есть детская мечта, нет, я не оговорился — не была, а есть! И держу пари — не одна. Наверное это потому, что мы очень поздно взрослеем… если вообще взрослеем. Я — не исключение. Все свое детство, едва худо-бедно освоив клинопись, «заводил» тетрадки по: «пожарному делу», «военному делу», «космонавтике» и перерисовывал в них всё, что хоть как то соответствовало той или иной тематике. Наверное не совру, если скажу, что тетрадки «по водолазному делу» брали количеством. С их заполнением у меня тогда были проблемы, это сейчас всемирная паутина, гуглы и ютубы, а тогда… Тогда был фильм «человек-амфибия», картинка в моём букваре, скромный столбик текста в «БСЭ» (Большая Советская Энциклопедия) с парой монохромных рисунков и книжка «20к лье под водой», вот пожалуй и всё. Ах да — став чуть постарше я обнаружил в семейном альбоме черно-белую фотокарточку, где на мужчину средних лет, облаченного в водолазную рубаху, надевают шлем. Вот теперь точно всё.
Не знаю как и почему, но в детском мозге изначально созрело разделение на водолазов и аквалангистов. Водолазы — это суровые дядьки в тяжелых ботинках и шлемах занимающихся серьезными вещами. Аквалангисты же напротив, несли образ праздных туристов, заскочивших мельком поглазеть на подводный мир. На «Одиссею команды Кусто» я подсел намного позже, и да — мое мнение относительно аквалангистов изменилось, но «суровые дядьки» так и остались вне всякой конкуренции.
Как то, годика полтора — два назад, нахлынула на меня очередная волна тетрадки по «водолазному делу», в связи с чем был перелопачены сверху донизу гугл и ютуб. Я жадно впитывал каждую статейку, каждую передачу или ролик. И вот однажды, мне на глаза попалось видео, где ни в чем неповинного смертного запихнули в трехболтовку и бросили на дно акватории. И это, как бы сказать… был аттракцион, что ли… Ручонки мои вспотели и затряслись, найти откуда у ролика растут ноги не составило проблем — так я узнал о существовании Pro Diving Club‘а и Retro Diving‘е. Полегчало мне правда от этого не сильно, ибо клуб этот находился в двух локтях по карте — где то в районе финского залива. Оживившаяся было детская мечта приуныла.
Срослося
За эту часть статьи работодатель меня по голове не погладит, но, как говорится, из песни слов не выкинешь. Раз в пять лет каждый инженер должен пройти курсы повышения квалификации — поэтому покинув город-герой Читу я отправился набираться ума-разума в северную столицу нашей родины — Санкт-Петербург. Врать не буду, не об учебе и уж тем более не об эрмитажах были мои мысли (да, я бескультурен и дремучЪ, если вдруг кто еще не в курсе). Накануне отъезда созвонился с руководителем клуба — Кравцовым Сергеем Анатольевичем и выяснил, что от города до места погружения добираться вовсе не на метро и не за полчасика. Дорога туда — обратно с погружением заняли бы у меня день, а его не было — в пятницу в 14:00 заканчивалась учеба, а в 16:30 субботы — прекращалась регистрация на рейс. Но выход был — Сергей Анатольевич любезно предложил переночевать прямо на базе, в домике на понтонах, а утром совершить погружение и отчалить восвояси. На том и порешили. В томительном ожидании прошло 5 дней, учеба шла с утра и до вечера, так что за всё время я успел посетить всего два музея — «гранд макет» и «ПЛ С-189». С сожалением глядя на часы и маячащий недалеко музей Ледокол «Красин». Сдав номер в гостинице, прикупив гостинцев и получив подробные инструкции по навигации я помчался навстречу приключению. Час я добирался с Васильевского острова до станции метро Гражданский проспект (черт дернул сесть на маршрутку). Потом 50 минут я прождал на остановке автобус № 827, который ходит раз в час, а потом еще 2 часа ехал куда-то, задумчиво глядя в темноту сквозь грязное стекло… Дорога отняла немало времени, в моем родном крае, за такое время можно забуриться в такую глушь, что с собаками не найдут. Ну да ладно. Сошел я конечно же там где не надо — на базе отдыха «Аврора», пришлось пешкарусом возвращаться до загородного комплекса «Кирчное». Напротив этого комплекса, был заветный съезд в виде грунтовой дороги, пройдя по которой я увидел заботливо «зажжённый» для меня уличный фонарь. Ступая по покрытому коркой льда трапу я шёл на встречу новому приключению.
Встреча
Порой судьба сводит нас с необычными людьми, нередко выдающимися, но распознать это непросто, вследствие их природной скромности. Открыв входную дверь я увидел Сергея Анатольевича, восседавшего в полотенце за столом, его лицо, еще не потерявшее банную розовощекость, расплылось в радушной улыбке: «О! Андрюшка! Проходи! Скоро должен подъехать Егор Иванович — мой ассистент, а пока он добирается мы быстренько перекусим и в баньку!».
Здесь я хочу сделать отступление — Кравцов Сергей Анатольевич, не только руководитель Pro Diving Club’а. Не просто прошедший обучение за бугром мегаинструктор, с увесистой пачкой высших международных инструкторских квалификаций. Он — Офицер, за его плечами служба на флоте и звание капитана второго ранга. Некогда юнга клуба юных моряков города Новгорода, выпускник Высшего Военно-морского инженерного училища им. Ф. Э. Дзержинского и командир группы водолазов-глубоководников большой спасательной подводной лодки проекта 940. Сергей Анатольевич имеет более 25 лет водолазной практики и более 3500 часов работы под водой, а так же опыт глубоководных водолазных работ на глубине до 160 м. Думаете все? Пфф! Начальник учебно-тренировочной станции водолазов при кафедре «Теории устройства и живучести корабля» Высшего Военно-морского училища им. М.В.Фрунзе, старший преподаватель водолазного дела на 6-х Высших специальных офицерских курсах — это тоже про него. В общем, я попал если не в самые надежные руки, то как минимум — в одни из самых надежных! Сами понимаете, высшую водолазную квалификацию Российской Федерации, а именно — «Водолазный специалист» ВМФ РФ, кому попало не присваивают. Ну и напоследок — попробуйте угадать, кто поднимал подводную лодку музей С-189, что в Санкт — Петербурге? Далеко не всё я тут упомянул, для жаждущих большей информации оставляю сцылочку.
Так, о чем это я… ах, да — банька! Даже по нашим, придирчиво — сибирским меркам — шикарная! Веничком тебя ХАЩ! Потом выскакиваешь с парной на платформу, кругом — темнота, мчишься по трапу вниз, на ходу ножкой ломаешь лед и бултых! Эх! Да разве опишешь словами…
А потом подъехал Егор Иванович, я почему то ожидал увидеть сурового дядьку, но к моему удивлению приехал чуть ли не мой сверстник. Личность правда тоже весьма неординарная, впадающая в крайности от дайвинга до альпинизма, промышленного альпинизма!
Ассистент оказался вполне веселым и общительным, кстати говоря, с ним то мы и засиделись за беседами далеко за полночь…
Погружение
Так как засиделись мы с Егором Ивановичем до 4-х часов, то утро началось не то что бы рано, скорее внезапно. Разбудил меня Сергей Анатольевич: «Андрюшкааааааааа, подъем! Завтракать и готовить снаряжение!». Наспех покидав в себя вареных яиц с сосисками принялись перетаскивать снаряжение с места хранения на платформу для погружения. Какой при этом я испытывал трепет — фиг передашь. Не каждый день дана возможность погрузится в снаряжении изобретенном в начале 19 века, спасибо простому российскому флотскому механику Карлу Эрнсту Гаузену…
Подготовив и проверив снаряжение мне была выдана «поддевка», в неё я залез как приехал (за исключение куртки и обуви), что то типа теплых бахил, шапочку и вязаные перчатки.
«Утеплившись» переходим к стадии № 2 — запихиванием меня в водолазную рубаху — такой водонепроницаемый резиновый комбинезон. Для начала мне нужно было самому залезть в нее по пояс…
Когда ты в рубахе по пояс, то одну ручку просовываешь в рубаху в район паха, а вторую вытягиваешь над головой вверх, далее помощники растягивая ворот и на раз два взяли продвигают ее по тебе вверх, ты же в это время стараешься втянуть в нее свою тушку. С проталкиванием в рубаху офисного дрищеобразного планктона проблем не возникло. Теперь настала очередь водолазных калош. Сергей Анатольевич любезно помог мне их обуть и зашнуровать, какими то суперхитрыми морскими узлами.
Вся суть герметизации костюма в том, что ворот водолазной рубахи зажат между манишкой и шлемом.
Плечи мои оказались немногим шире манишки и, учитывая тот факт, что выше пояса у меня из мышц присутствует только язык, последняя легла прямо на кости, попутно раздавив пару сотен нервных окончаний. После водружения шлема нервная система начала о чем то смутно догадываться, получая информацию от зрительных органов косящихся на пару «орденов сутулого» весом по полпуда каждый.
Один из этих орденов пришлось держать перед грудью, пока со спины цепляли к нему второй, затем вся эта красота стягивалась нижним «брасом», что нещадно пролегал между ног. С этого момента оооочень хотелось в воду, поясню — на моих плечах висело полсотни килограмм с хвостиком, при собственном весе в 67. Добавим еще калоши и общий вес снаряжения превращается в 77 кг. Едва переставляя ноги я подошел к трапу. Осталось только дать воздух и закрутить передний иллюминатор.
ВИДОС С ПОГРУЖЕНИЕМ ВСТАВИТЬ ТУТ
Сделав шаг в сторону с трапа я пережил смесь таких эмоций — не описать… даже могучим русским. Нещадно стравливая воздух я пошел ко дну, в ушах появилась противная резь, рубаху вдавило водой в тело. Первые пару минут я пытался сориентироваться — не мог встать, ногами зацепился за «леер», заботливо натянутый на дне, для обозначения «нежелательной» для прогулок зоны. Дело в том, что дно, в месте спуска, имеет приличный уклон, уходящий в темное никуда и в это никуда лезть не надо. Поборов наконец леер, я смог встать на ноги. Вставать оказалось несложно — нужно просто дать воздуху подсобраться в костюме, если же нужно что то взять со дна — просто максимум стравись и тебя тут же начнет к нему пригибать. Где то читал… или кто то говорил… в общем матерые спецы в таком снаряжении могли зависать на нужной глубине, поддерживая нужный объем воздуха в костюме.
Покидая дом, думал: «взять или не взять экшнкамеру», ну и взял не взял, а зря… ВСЕГДА берите, ОСОБЕННО если сомневаетесь! Чтобы вы хоть чуток имели представление — сошлюсь на ролик с подводной съемкой. Место то же, Сергей Анатольевич тот же.
Как сказал Егор Иванович: «не зря у водолазов двойная пайка». Работать в таком снаряжении в абсолютно непригодной для жизни среде — титанический труд. Пару минут у меня ушло на то, чтобы суметь просто поднять со дна камень размером с грецкий орех. В шлеме это вам не в масочке, оптический обман таких масштабов, что за рукой нужно следить как за манипулятором, контролируя каждое движение. Читал книгу «Сотый горизонт», где водолазы в таком же точно снаряжении, помогали спасать затопленную шахту, там они трое суток, сменяя друг друга, рубили зубилом 6 болтов. Чуете трудоемкость? Я уже молчу о том, что для работы под водой надо иметь стальные шары, а в таком снаряжении и подавно — ведь вы беспомощны, полностью зависите от людей наверху и оборудования. Если что то пойдет не так — у вас не выйдет сбросить снаряжение и всплыть — вам крышка. Пока летел домой, совсем другими глазами пересмотрел «военного ныряльщика».
Не смотря на то что, к сожалению, время под водой очень быстро пролетело, цель была достигнута — ребенок внутри меня был в дичайшем восторге!
Не мог упустить возможность, еще раз прикоснуться к этому, воистину легендарному, снаряжению, поэтому с радостью взялся помогать его убирать. Жаль, что время не резиновое и нужно было тропиться. Спасибо огромное дайверам, что подбросили меня до города, благодаря им я успел на самолет.
P.S.: От всей души благодарю Сергея Анатольевича, Егора Ивановича и всех причастных! Спасибо за ужин в приятной компании, за великолепную баню с купанием в проруби, за домашний уют, за исполнение детской мечты, за шквал эмоций. Очень надеюсь, что еще свидимся. Желаю Вам удачи, а вашему клубу — процветания! Еще раз спасибо!
P.S.S: Пс… народ, на базе есть подводный дом, с автографом на корпусе самого Андрэ Лабана. А еще — затонувшее судно. А еще…
На базе нашего дайвинг центра Вам предоставляется уникальная возможность совершить погружение в RETRO снаряжении.