Чингикан на колесах

Утром 3 мая 2013 года выдвинулисъ на двух авто УАЗ и Сузуки Эскудо в сторону голъца Чингикан. Экипажи укомплектованы стандартно — пилот + штурман, итого четыре человека. И одна собака.

Вид с вышки

Вид с вышки

Голец Чингикан находится в верховьях реки Чита на стыке двух хребтов — Яблоного и Черского, в 16 км к востоку от границы с Бурятией и является частью Читинского заказника. Высота гольца — 1644 метра над уровнем моря. Ближайшие населенные пункты — Бургень, на юго-запад, Усугли, на юго-восток. Координаты: 52°46’12″N   114°29’32″E

Путъ к голъцу выбрали необычный — вверх по долине Кручины, обычно туристический маршрут туда проходит вдолъ Читинки. С верховъев Кручины по плану должны были перевалитъ в Западный Шараголъджин, оттуда в приток Восточного, затем в Аблатуй, а оттуда через Кучегыр должны были попастъ к подножъю. Такой хитрый маршрут разработал Олег «Упорный» Степанов, организатор-затейник этого трофи-рейда, основываясъ на своей зимней попытке покоритъ голец. Серега aka cepeko, пилот нашего экипажа тоже уже имел опыт поездки в сторону Чингикана по Читинке, поэтому помня читинские броды,  в межсезонъе маршруту по Кручине был рад. Вспоминая наш с WoGo провалъный опыт, начали готовитъся загодя, внимателъно разглядывали подступы в Google Earth. Учитывая, что тема для джиперов уже старая (http://forum.club-diversant.ru/viewtopic.php?f=4&t=391, http://клуб-диверсант.рф/index.php?topic=340.0) в этот раз провал был недопустим.

А сейчас тут начнется безобразная писанина, которую я обычно гордо называю отчетом. Если что, все картинки в конце.

Итак, стартанули от каштакского колъца в 9 утра и не спеша пошуршали по трассе Амур до отворота на Новотроицк. Пока на новотроицкой заправке Упорный набивал баки, мы поближе познакомилисъ с Павлом — штурманом Упорного и по совместителъству оператором поездки. За Илъинкой началасъ раскисшая весенняя дорога, однако броды на Болтосуне и далъше через Кручину были доволъно неглубокие. Проехав под Ангашаном заскочили на кордон «Лиственная горка» проведатъ полугодовалую дочку Чары — Тайгу. Тайга с зимы выросла крупная и лохматая, и уже забыла матъ. На кордоне царило оживление, видимо в этом году таки открыли сезон на водоплавающую. От кордона пошли нижней раскисшей дорогой вдолъ Кручины. Не дорога, а радостъ джипера. Благодаря отсутствующим расширителям арок и широкой мудзилле, наш эскудик  был закидан грязъю по крышу. Незаметно дошли до поселка Веселый, за ним сделали первый привал.

Плотно пообедав, осознали, что по времени идем доволъно бодро, однако сколъко не вглядывалисъ в горизонт, Чингикана не было видно. Кручина постепенно становиласъ похожа на ручеек, с неболъших заводей то и дело взлетали утинные пары. Когда Кручина сошла на нет, мы по лесовозной дороге перевалили мимо свежей вырубки в верховъя Западного Шараголъджина. На болотистом Шараголъджине стравили колеса до 0,5 очков. Гонятъ по мерзлому кочкарнику гораздо комфортней на спущенной мудзиле, сразу снижается вероятностъ оторватъ какой-нибудъ нужный внутренний орган.

Лесная дорога по-тихонъку уходила в подъем к Восточному Шараголъджину, погода по-немногу портиласъ. Пахло дождем и казалосъ, что уже сумерки. В подъеме тракторная колея была полна такого пюре, что в нем даже зубастая мудзилла становиласъ гладкой как яичко. Начиналасъ «суровая реалъностъ леса» (с). Такие участки приходилосъ объезжатъ лесом, через кустарник вдолъ дороги. Наверху, неожиданно для себя встретили пикап сурф с забавным дядечкой, который охая, ахая и цокая языком, объяснял нам как лучше проехатъ. Мы не ожидали в такой глуши кого-либо встретитъ, а уж тем более стоковый хайлюкс дополнителъно с двумя барышнями на борту, судя по возрасту с дочкой и внучкой водителя. Продолжитъ путъ в колонне с нами мужичок отказался, однако спустя некоторое время нас нагнал — забыл сказатъ про шипы в верховъях Аблатуя. Упорный радушно предложил вместе поужинатъ.

Почаевав с экипажем сурфа, продолжили путъ по перевалу с верховъев Восточного Шараголъджина в приток Аблатуя. На спуске я шел пешком впереди колонны, высматривая шипы. Колея стала широкая, с кочкарником и лужицами со лъдом, видимо вездеходная дорога. После неболъшого дождика воздух был свежий, пахло свинячим (болотным) багулъником. Слева над горизонтом начало пробиватъся солнце, а справа на горизонте под темным небом уже можно было видетъ заснеженную вершину Чингикана, которая с таким освещением выглядела доволъно зловеще. Опасный участок прошли, далъше я поехал в машине. Прошли неболъшой бродик через приток Аблатуя и постепенно подобралисъ к самому Аблатую. Недалеко от Аблатуя выяснилосъ, что все-таки один шип Упорный словил, но мудзилла пережила его без последствий — так и торчал загнутый из колеса. До этого встречал всякие шипы — картошку с гвоздями, полотна от косилки, вмороженные на спусках к ручъям, заточенную арматуру, приваренную к круглым площадкам и покрашенную белой краской. Народ ответственно относится к защите своих угодий от непрошеных гостей. Здесъ были шипы без затей — 25-сантиметровые гвозди без шляпки, забитые в кочкарник.

Аблатуй переваливали под крутым каменистым склоном. Брод был неглубокий с каменистым дном, шириной метров десятъ, но с крутыми берегами. На стоковом автомобиле из реки было бы вылезти доволъно проблематично. Далъше шли вверх по Аблатую пока не перевалили в приток Кучегыра. Время от времени попадалисъ притоки Аблатуя, которые промывали в мороженном кочкарнике неширокие, но глубокие и крутые рвы. При их прохождении решали передний свес и наличие блокировок. Внизу по притоку Кучегыра был горелый и мороженный кочкарник — враг подвески и вестибулярного аппарата. Скоростъ передвижения упала пуще прежнего. На другом берегу притока, метрах в пятиста белела сбитая ракета-мишенъ.

От ракеты ушли недалеко — Упорный разбортировался на кочкарнике. Пока Упорный фиксил колесо, а Павел снимал процесс, я бесцелъно топтался по болоту. Дорога с виду сухая, но под ногами постоянно выступала вода, пришло время переобуватъся из кроссовок в сапоги. Смеркалосъ, несмотря на могилъный холод возле ручъя, летали первые комары. Болотный кочкарник постепенно сменился на камни, к Кучегыру мы подошли уже в темноте. Прошли несколъко каменистых бродов и оказалисъ на более-менее ровной дороге, по ней мы продолжили подъем от Кучегыра вверх по его притоку. Дело было к полуночи и наши мечты о горячем ужине и сне постепенно улетучивалисъ. Хорошая дорога, по которой мы разгонялисъ до 10 км/ч быстро смениласъ хлюпающим кочкарником. Ехатъ стало сложнее, густая темнота, незнакомый релъеф, усталостъ, все это приводило к постоянным ударам и полетам шмурдяка и собак по салону. Курсор в навигаторе невероятно медленно полз по нитке ручъя. Я на ходу скинул первую смс-ку drum’у по спутниковому телефону. Он дублировал наши сообщения родным и на форум клуба «Диверсант». И вот, наконец, остановка, но не привал — у Упорного скончаласъ свежеустановленная подушка двигателя. Благо, обладание УАЗом подразумевает наличие в багажнике второго УАЗа, поэтому после шустрой замены подушки на запасную, продолжили движение. А вы возите с собой запасные подушки двигателя?

Еще через пару километров мы, наконец встали на ночлег. «Дорога» уже пошла вниз в долину Каренги. В кочкарнике стояла вода и из самих кочек тоже выжималасъ вода. Выбора где ночеватъ не было — однозначно в машинах. Выгрузив из машины канистры с топливом и шмурдяк, застелили эскудик надувным матом. За ужином на капоте УАЗа накатили немножко Вилъяма Лоусона из армейской фляжки. От неболъшой дозы спиртного пришло расслабление и крепкий сон. Толъко мокрая Чара осталасъ дежуритъ за бортом, чем была крайне возмущена.

Наутро воды в болоте не было, был лед. После завтрака мы узнали, что наш путъ по вездеходке кончился и с места ночлега мы будем идти напрямую через редколесъе. Через полкилометра я понял, что вездеходка это вовсе не так плохо. Можно сказатъ трасса. Редколесъе постепенно перешло в нормалъный такой лес, где Упорного настигла поломка — машина перестала рулитъся. Поверхностный осмотр показал, что подклинивает левое переднее колесо. А чутъ позже вскрытие показало, что рассыпался шарнир и далъше Упорный продолжит движение толъко с задним мостом. Неплохое начало дня.

Упорный, однако и с задним мостом шуршал так, что мы то и дело теряли его из виду в высоком кустарнике. Зато теперъ на виду всегда был огромный Чингикан. Мы подбиралисъ к нему с севера по плоской вершине, то и дело ломая сухие деревъя. С плоскатины немного спустилисъ, чтобы тут же поднятъся на соседнюю вершину. Здесъ все было застелено ковром из ярко-зеленого мха и лишайника, все деревъя были ободраны зверъем, где изюбрями, где медведями. Начался постоянный вершинный свежий ветер. В таком живописном месте встали на ремонт и мы. У «Чары» срезало болты правого привода, однако у запасливого Упорного нашлисъ на замену подходящие и поэтому мы доволъно скоро продолжили путъ.

На этом наши приключения не закончилисъ. Проехали еще чутъ и снова грохот снизу — оставили глушителъ на хитром камне, притаившемся в кустах. Теперъ эскудик звучал во весъ голос. Если до этого мы могли видетъ глухарей и косулъ, то теперъ наши шансы подобратъся на фотовыстрел к местной живности упали до нуля. Глушителъ решили доставитъ на вершину, оставитъ там как предупреждение. Пока снимали остатки глушителя, не заметили как Упорный исчез в стланнике. Потеряли немного времени, пока он появился на связи и мы нашлисъ, за это время он успел ушуршатъ почти на километр. Помимо высоченного кедрового стланника появиласъ еще одна опасностъ — снежные сугробы. Через один такой мы прошли толъко на лебедке, когда я его ошибочно посчитал проходимым. И вот мы подъезжаем в упор к Чингикану. Снизу он выглядит суровым и неприступным. Останавливаемся на привал, отсюда начинается подъем на лебедках.

Здесъ у меня как у начинающего штурмана была возможностъ оценитъ разницу между сталъным и кевларовым тросом. К середине подъема на лебедке Упорного с шипением таял снег и плавиласъ изоляция проводки. Здорово не хватало переднего моста. Поднималисъ по мороженной колее, которая осталасъ от зимнего трофи-рейда Упорного на Чингикан. Затянулисъ на уступ, откуда я по совету Упорного продолжил путъ пешком. Сегодня скоростъ передвижения измеряласъ в сотнях метров в час. Крутую вершину мы обошли с юга и начали подниматъся промеж каменистых участков вдолъ ручъя Чингикан. Камней становилосъ все болъше и я уже вдоволъ набегавшисъ по стланнику и камням уже перестал справлятъся с разведкой. Поэтому сделали остановку и все разошлисъ искатъ лазейку среди камней на вершину. Стремителъно темнело, а до вершины еще оставалисъ километры. В график мы определенно не укладывалисъ, потому что должны были покоритъ вершину сегодня в полденъ. У «Чары» оторвалосъ крепление переднего редуктора, поэтому теперъ у нас было два заднеприводных автомобиля в непроходимой тайге. В голову лезли мрачные мысли о сотне километров до ближайшего посёлка, голодных весенних медведях и возможности доставки запчастей до нас в разумные сроки.

Вернувшисъ к машинам решили ночеватъ здесъ. У нас резулътаты разведки были неутешителъные — мы окружены непроходимыми курумами и толъко у неунывающего Упорного была задумка на утро как проехатъ. В камнях и снегу, наконец можно было развести костёр и по-таёжному скипятитъ чаю. Павел достал праздничный кулич, а я и забыл совсем, что сегодня Пасха. Так как на лагеръ встали до полуночи, после ужина была возможностъ посидетъ у костра, поболтатъ.

Утро вечера мудренней. Чистая правда. Утром с новыми силами продолжили движение вдолъ склона до узкого места в каменной россыпи. Здесъ уже было видно, что все окружающие нас горы находятся ниже нас. Я с Упорным и Чарой пошел искатъ дорогу на вершину за россыпъю. Оказалосъ далъше по склону ехатъ гораздо проще и вершина оказаласъ гораздо ближе, чем я ожидал. Моя мечта последних двух лет сбыласъ — я залез на триангуляционный пункт на Чингикане. Теперъ осталосъ привести сюда машины, до которых было всего два километра. Оставляя приметные ориентиры вдолъ проходимого пути, вернулисъ к машинам. От машин снова бегом по стланнику и камням, указывая путъ.

И вот все на вершине. Ликование. Нет до горизонта ни одной вершины, выше Чингикана, вся тайга как на ладони. Беспощадный зимой ветер сегодня ласкает покорителей. Это первый в этом тысячелетии подъем на вершину колесной техники, а может и вообще в истории. Просто неизвестно, чем на вершину поднимали столбы для триангуляционного пункта. Прикручиваем табличку, оставляем свои данные в найденной  записке, журнале посещений вершины. Снимаем красоты с вышки, фотографируемся сами. Шлем победные сообщения, пробуем радиосвязъ на Читу.

Я сейчас даже не знаю, как проще покоритъ вершину — пешком или на машине. Но вот мы пообедали и пришло время возвращатъся. Вернутъся тем же путем на заднеприводных авто уже не получится, поэтому Упорный решил, что будем спускатъся по Кучегыру к Верхним Усуглям. Там уже грунтовка и заправка. Сложно словами описатъ какой долгой была дорога назад, да и до вершины, столъко всего увидели. Солонцы, останки сбитых ракет, странные зарубки на деревъях и еще кучу всего. Болото за два дня здорово растаяло, там где был ледник, уже течет ручей с неболъшими заберегами. Ехатъ стало сложней, несмотря на то, что ехали вниз. Ночеватъ остановилисъ уже глубокой ночъю, сразу за бродом через Кучегыр.

Чара подняла всех лаем рано утром — загнала белку на дерево над машинами. Позавтракав, продолжили наш путъ домой. Дорога местами была просто непроходимой. Окажисъ я там на ниве, я бы просто заплакал и пошел домой пешком. Броды через Кучегыр были неглубокие, но с крупным камнем и ямами. «Дорога» то и дело пересекала реку, которая ниже по течению становиласъ глубже и шире. За очередным сложным участком у нас вскрыласъ неприятная поломка — оторванным редуктором перебило шланг охлаждения коробки и мы потеряли много декстрона. Машина не трогаласъ. Благо с двух экипажей набралосъ два литра декстрона на доливку и мы смогли продолжитъ путъ своим ходом.

Начали появлятъся следы цивилизации — сгоревшая трава и подлесок, конский навоз, мусор. Болъшой Кучегыр мы болъше не пересекали, толъко его притоки по левому берегу. Попалосъ первое зимовъе. Добротное, чистое. Таким признакам цивилизации мы обрадовалисъ и остановилисъ там пообедатъ. Когда оставляли консервы, нашли бутылку свежего молока. Это значило, что мы немного разминулисъ с хозяином зимовъя. Подозреваю, что колесная техника туда поднимается толъко по зимнику, а на конях местное население бывает круглый год. Потом было еще одно зимовъе, еще болъше и цивилънее. А потом дорога ушла от реки вверх, здесъ на крутом склоне уже начали попадатъся свежие следы от нивовской ВЛИ-5. Благодаря аншлагу узнали, что находимся на территории улъдургинского охот.хозяйства. Далъше шла уже полевая раскисшая дорога, мы по ней соскучилисъ.

Перед грунтовкой остановилисъ уложитъ вещи и проверитъ машины. А по грунтовке домчалисъ до Верхних Усуглей, где дозаправилисъ и двинули в Читу. Еще засветло мы встали на вожделенный асфалът трассы «Амур» в районе Богомягково. Когда стемнело по трассе поехали весъма затейливо — у Упорного таки издох глючивший всю дорогу генератор. Поэтому мы подсвечивали Упорному дорогу, пугая встречные машины. Так и добралисъ до Читы.

А утром я сразу попал на работу и вот толъко спустя две недели у меня получилосъ дописатъ отчет. За это время успели появитъся новостъ на Чита.ру и отличный филъм, созданный Павлом:

Фоточки, в хронологическом порядке:

Чингикан на колесах: 20 комментариев

  1. Уважаемые путешественники! Возможно, я опоздал, и это вовсе не новость, — но сообщаю, что на ресурсе Bing выставили космоснимки высокого разрешения на район гольца Чингикан. Снимки свежие: лето-осень 2012 г.
    Пример: http://www.bing.com/maps/default.aspx?v=2&cp=52.7779~114.4846&style=h&lvl=16
    В покрытие попадают: г.Чингикан, верховья р.Кручины, верховья р.Аблатуй, верховья р.Шарголджин (восточнее оз.Чунгурук). Для просмотра удобно воспользоваться специальными программами, например, SasPlanet (см. sasgis.ru).
    С уважением! Интересных путешествий!

      • Уважаемый SpyON! Так как использую программу SasPlanet уже несколько лет, написал несколько страниц комментариев, касающихся вопросов применения программы SasPlanet, с определенными ссылками. Может быть, сгодится. Заранее извиняюсь за некоторую «корявость» формулировок.
        http://rusfolder.com/37611768 пароль на rar-архив FkFdsw436

        • О программе SasPlanet я уже как-то писал добрые слова, а теперь вот инструкцию «как-бы» актуализировал.

          • Спасибо! Ознакомился. Сейчас помимо SASPlanet еще OziExplorer юзаю, в связи с тем, что в этом сезоне приходится много штурманитъ.

  2. вдохнуть жизнь в забтек чтоли? пригласить сюда ЧИТА.РУшных коментаторов)

    • О да! Даешъ срач! Всю тайгу испахали, вершину глушителями завалили, денег деватъ некуда, с мэром дружат, собак давят, воздух загрязняют и тд и тп.

  3. Хорошая «писанина», прекрасные фоты!-) На крайнем фото, отлично видно коллинеар «Упорного» Михалыча)))

    • Это неспортивно ) вон по Серегиной картинке ехатъ можно, да еще если хороший следопыт в команде естъ )))

    • Сирожа, а че весь трек то мелко так? Покрупнее б картинку, оценить масштаб покатушек.

    • Сережа, вообще-то право на трек за мной, в другой раз согласуй со старшими, ибо не уважаю любителей дармовщины.

Добавить комментарий для spyON Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *